16 типов тканей бульмана

В основе всех современных подводных компьютеров для рекреационного дайвинга швейцарской фирмы Scubapro — Uwatec лежит адаптивный декомпрессионный алгоритм Бульманн ZH-L8 ADT. ZH означает, что алгоритм создан в Цюрихе, L8 – расчёт восьми основных групп тканей, ADT – адаптивный.

Адаптивность математического алгоритма заключается в том, что он может корректировать математические расчёты при изменении поведения дайвера и условий погружения. Алгоритм учитывает несколько переменных:

  • Температура воды
  • Нахождение на слишком большой глубине
  • Превышение скорости всплытия на разных участках
  • Пилообразный профиль погружения
  • Пропуск остановок безопасности и декомпрессионных остановок
  • Интенсивность дыхания (у воздушно интегрированных компьютеров)
  • Реальная физическая нагрузка при помощи кардиодатчика (компьютеры Galileo и Meridian)
  • Повторные погружения
  • Подъём на высоту и полёты после погружений

Подавление микропузырьков MB

Режим Micro Bubbles (MB) успешно применяется уже добрый десяток лет и стал фирменным знаком Uwatec. Этот режим алгоритма Бульмана позволяет снизить побочное воздействие образования микропузырьков на дайвера.

Микропузырьки — это мельчайшие, но потенциально опасные пузырьки, которые могут образовываться в организме дайвера при всплытии, даже после нормального недекомпрессионного погружения. При отсутствии визуальных симптомов, они могут нанести ущерб мягким тканям и служить дополнительным фактором образования декомпрессионной болезни.

Алгоритм ZH-L8 ADT с режимом MB предлагает дайверу на выбор шесть уровней подавления микропузырьков: от L0 до L5. Схема декомпрессии уровня L0 даёт минимальное подавление микропузырьков, этот уровень соответствует базовому алгоритму алгоритму ZH-L8 ADT. Уровень L5 – наивысший. В зависимости от своего состояния и условий погружения, дайвер может увеличить интенсивность подавления микропузырьков, установив повышенный уровень от L1 до L5.

Вследствие установки повышенного уровня компьютер уменьшит время погружения и/или увеличит время глубоких «уровневых» остановок безопасности. В результате ткани меньше насытятся азотом, а организм будет в состоянии вывести как можно больше газа до возвращения на поверхность, снижая тем самым количество микропузырьков, присутствующих в организме к моменту завершения погружения.

Если дайвер не будет выполнять или случайно пропустит рекомендованные уровневые остановки, или превысит время на дне, компьютер автоматически будет переходить на следующий низший уровень, пока не дойдёт до L0. Схема декомпрессии по L0 является обязательной.

Функция PMG – многосмесевые погружения

Многосмесевые подводные компьютеры Uwatec производят расчёт погружений с использованием нескольких баллонов с различным содержанием кислорода в каждом из них. Алгоритм с функцией PMG автоматически предлагает дайверу переключиться на другую смесь по достижении запланированной глубины, прогнозируя эту глубину в зависимости от предустановленного дайвером РО2. Переход происходит только после ручного подтверждения дайвером. Если подтверждения не произошло, компьютер возвращается к исходному газу.

Переключение также может быть произведено в любой момент вручную, что дает абсолютную гибкость при использовании разных декомпрессионных смесей. Многосмесевые компьютеры Uwatec позволяют переключать смеси в любом направлении, поэтому даже в чрезвычайных или незапланированных ситуациях мы всегда можем получить реальный режим декомпрессии и видеть необходимое время для всплытия, с учётом всех произведенных изменений.

Функция PDIS – глубокие остановки с учётом профиля

С тех пор, как дайвинг сообщество признало целесообразность глубоких остановок безопасности, многие производители стали добавлять эту функцию в алгоритмы подводных компьютеров. По общепринятому правилу, глубина такой остановки равна половине от максимальной глубины погружения. Но это правило не всегда вписывается в традиционные алгоритмы, в которых некоторые факторы не могут быть учтены (время нахождения на максимальной глубине, реальная физическая нагрузка и т. д.). При таком подходе в некоторых случаях глубокая остановка может вместо плавного рассыщения дать только дополнительное насыщение тканей.

Scubapro-Uwatec провёл более серьёзные исследования и разработал собственный алгоритм глубоких остановок, основанный не на простом делении максимальной глубины на два, а на реальном насыщении тканей азотом – профилезависимые остановки PDIS.

Компьютеры Uwatec с режимом PDIS предложат сделать глубокую остановку в тот момент, когда дайвер достигнет глубины, на которой основные группы тканей прекращают насыщение азотом и переходят в режим рассыщения. Такой алгоритм способствует постепенному выводу избыточного азота во время всплытия и уменьшению образования микропузырьков.

Адаптивный алгоритм с глубокими профилезависимыми остановками PDIS учитывают несколько факторов:

  • Время погружения и нахождения на максимальных глубинах
  • Состав дыхательной смеси
  • Реальная физическая нагрузка на дайвера
  • Последствия повторных погружений

Читайте также: Чем очистить наклейку с ткани

Режим PDIS впервые был использован в компьютерах Galileo и прекрасно себя зарекомендовал. Теперь адаптивный алгоритм с этой функцией доступен для компьютеров в формате наручных часов Meridian.

Погружения с найтроксом (Nitrox)

Все подводные компьютеры фирмы UWATEC могут быть использованы при погружениях с найтроксом. Найтрокс – это термин, используемый для описания дыхательных газов, сделанных путем смешивания кислорода и азота с концентрацией кислорода выше, чем 21%.

Поскольку найтрокс содержит меньше азота, чем воздух, то на одной и той же глубине насыщение организма дайвера азотом будет меньше, чем при использовании воздуха. Однако, несмотря на это, повышение концентрации кислорода в найтроксе влечет за собой повышение парциального давления кислорода (ppO2) в дыхательной смеси на той же самой глубине, что может оказывать токсическое действие на человеческий организм.

Компьютеры фирмы UWATEC уберегают вас от этих возможных отрицательных эффектов:

  1. Они оборудованы сигналом тревоги при достижении максимально разрешенной глубины, который предупреждает дайвера о том, что парциальное давление кислорода (ppO2) достигло максимально разрешенного значения (ppO2 max)
  2. Они отслеживают это воздействие при помощи диаграммы, показывающей накопление кислорода в центральной нервной системе (CNS O2). Поскольку при уровне в 100% и выше существует риск возникновения результатов длительного воздействия, включается сигнал тревоги, когда будет достигнут этот уровень CNS О2
  3. В дополнение к этому, данные по CNS O2 всегда показаны на экране

Расчет действительного лимита времени на дне (RBT)

Только для воздушно-интегрированных декомпрессиметров.

RBT (Residual Bottom Time) – это время, которое дайвер может провести на текущей глубине до того момента, пока не потребуется всплытие, чтобы достичь поверхности с заранее установленным резервом для дыхания (от 20 до 120 бар, по умолчанию – 40 бар).

Воздушно – интегрированные подводные компьютеры Uwatec рассчитывают RBT с учетом всех параметров, которые могут повлиять на всплытие, таких как давление в баллоне, интенсивность дыхания, глубина, идеальная скорость всплытия, все существующие и возможные требования по декомпрессии и предустановленный резервный запас в баллоне. В дополнение, происходит перерасчет давления в баллоне с учетом температуры, что позволяет предоставлять правильную информацию во время всплытия при прохождении термоклинов.

После учета всех этих параметров подводные компьютеры Uwatec производят расчет реального лимита времени, при этом постоянно учитывая все изменения и при необходимости обновляя расчеты, чтобы всегда гарантировать точный лимит времени нахождения на заданной глубине.

Форум Тетис

Ведущий форум о рекреационном и техническом дайвинге, подводной охоте и фридайвинге

Плюсы и минусы алгоритма ZH-L8+

#1 Сообщение Vetin-pilot » 08-09-2011 21:52 —> Добавлено: 08-09-2011 21:52 Заголовок сообщения: Плюсы и минусы алгоритма ZH-L8+

Вопрос такой.
Планирую погружения на смесях EAN21-40 на 40 метров. Но не более, т.к. предел по азотке переходить не собираюсь. Погружения с хорошей экспозицией BT 17-25 минут. Деку буду делать на найтроксе, донный будет воздух. Но рассчитывать все буду по воздуху для большего консерватизма. PO2 не более 1.6.

Интересуют плюсы и минусы алгоритма ZH-L8+, на котором комп будет рассчитывать деку. Планирование будет по воздушным таблицам декомпрессии IANTD, но из-за небольших отклонений в профиле дайвы будут совершаться по компу. Причем дипстопы комп из-за програмных ограничений будет делать только 1 или 2-х минутные, остальные остановки согласно алгоритму.

Сталкивался ли кто-нибудь с недостатками данного алгоритма и какие нюансы ZH-L8+ следует учитывать. Какой уровень консерватизма ставить (мне 21 год, спортом занимаюсь постоянно, без вредных привычек, заболеваний никаких нет).

Еще сталкивался с недостатком других алгоритмов, в частности RGBM Deep, когда комп с этим алгоритмом показывал 32 минуты деки, при том что у других дека была 7 минут. (вроде на втором Бюльмана стоял алгоритм).

#2 Сообщение Vetin-pilot » 08-09-2011 22:07 —> Добавлено: 08-09-2011 22:07 Заголовок сообщения:

Перевожу: ZH-L8+ это шаг назад.

НО! Я собираюсь делать погружения на воздухе-нитроксе и не глубже 40.
Может в этом случае это как раз и та самая оптимальная простота?

Градиент-фактор и конец эпохи глубоких остановок

Далее представлен вольный перевод-адаптация оригинальной статьи из журнала InDepth от 29 Мая 2019.

Читайте также: Скатертная ткань с тефлоновым покрытием

Всемирно-признанный гипербарический физиолог и исследователь пещер David Doolette рассказывает о результатах последних исследований «глубоких остановок», основанных не принципах доказательной медицины, и делится своим взглядом на то, как и почему он устанавливает градиент факторы для своих погружений. Его рекомендации заставят вас задуматься о более мелких остановках.

Автор: Associate Professor David J. Doolette

Зачем нужен градиент фактор

Градиент Фактор (ГФ) ­­– это механизм, который изменяет глубину и продолжительность декомпрессионных остановок, заложенных в «классическом» алгоритме декомпрессии Бульмана ZH-L16.

Алгоритм ZH-L16 – это типичный представитель «газовых декомпрессионных моделей», который отслеживает насыщение и рассыщение инертными газами 16-ти условных тканевых отсеков (компартментов) организма, и планирует декомпрессионные остановки, не допуская превышения максимального безопасного парциального давления инертных газов в них.

Когда такие максимально допустимые парциальные давления инертных газов указываются для глубины конкретной декомпрессионной остановки, они называются М-значениями.

Градиент Фактор изменяет М-значения (и, следовательно, допустимое перенасыщение компартмента газами) до доли разницы между давлением окружающей среды и исходным М-значением. Проще говоря, ГФ создаёт дополнительную «прослойку безопасности», не допуская близкого к критическому пересыщения компартмента на заданной глубине. Поясню на примере: ГФ 80 изменяет М-значение до 80% от разницы между давлением окружающей среды (воды) и исходным М-значением.

Устоявшаяся практика применения ГФ требует, чтобы дайвер выбрал два градиент фактора: ГФ-нижний изменяет M-значения для самой глубокой декомпрессионной останови, а ГФ-верхний модифицирует M-значение для окончания декомпрессии (т.е. для всплытия на поверхность). Часто градиент-факторы обозначаются как GF low / high (ГФ-ниж/верх), например, ГФ 20/80.

Стоит отметить, что «чистый» алгоритм ZH-L16 соответствует ГФ 100/100.

После того, как дайвер выставляет желаемые уровни верхнего и нижнего градиент-факторов, алгоритм высчитывает серию изменённых М-значений между этими двумя указанными пользователем параметрами. Так, если нижний уровень ГФ установлен менее чем 100%, алгоритм добавляет более глубокие остановки для безопасного рассыщения «быстрых тканей» в начальной фазе всплытия. Установка верхнего значения ГФ меньше чем 100%, приводит к более длинным остановкам на малой глубине, чтобы дать время для рассыщения «медленных тканей» на заключительном этапе всплытия.

В отличие от алгоритмов, основанных на «газовой модели» декомпрессии, «пузырьковые модели» декомпрессии (VPM-B — один из таких алгоритмов, знакомых дайверам GUE), предписывают более глубокие декомпрессионные остановки для предотвращения образования пузырьков в тканях.

Проще говоря, «пузырьковые модели» декомпрессии отдают предпочтение более глубоким остановкам, чтобы ограничить перенасыщение тканей и, таким образом, снизить вероятность образования пузырьков на ранних этапах всплытия.

А традиционные, «газовые модели», предписывают более быстрое всплытие, чтобы максимизировать градиент парциального давления инертных газов между тканями и давлением среды (воды), чтобы максимизировать вымывание инертных газов из тканей.

Новые исследования глубоких остановок

Впервые глубокие остановки привлекли внимание технических дайверов благодаря эмпирическим «остановкам Пайла» – практики, случайно разработанной ихтиологом и пионером технического дайвинга Ричардом Пайлом.

Из-за необходимости выпускать газ из плавательных пузырей рыб, собранных на большой глубине, Пайл вынужден был делать первую декомпрессионную остановку глубже, чем предписывала «классическая» газовая модель. Пайл отмечал, что его самочувствие при всплытии с глубокими остановками было гораздо лучше, чем без них.

Когда Пайл опубликовал свои наблюдения, он дал начало мощной тенденции к внедрению пузырьковых алгоритмов, а позднее — и к использованию градиент-факторов. Дайверы стали вносить изменения в алгоритмы классической «газовой модели», принудительно добавляя глубокие остановки (например, используя значения ГФ-ниж 30% или менее).

Основываясь, в основном, на неподтверждённых данных, среди технических дайверов появилось широко распространенное мнение, что профили всплытия с глубокими остановками более эффективны, чем профили с мелкими остановками. Эффективность в данном контексте означала, что профиль с равной, или даже укороченной декомпрессией, но с глубокими остановками, влечёт меньший риск возникновения ДКБ, чем «классические профили».

Однако, начиная с 2005 года, продолжают накапливаться результаты сравнительных исследований декомпрессионных профилей, которые показывают, что глубокие остановки не более эффективны, а даже менее эффективны, чем мелкие остановки.

В большинстве исследований, в качестве показателя сравнительного риска развития декомпрессионной болезни (ДКБ) использовался показатель VGE (ВГЭ), оценивающий газовые эмболы (пузырьки) в венозной крови.

Так, Blatteau и его коллеги сравнили погружения с использованием таблиц декомпрессии при погружениях на воздухе и тримиксе, используемые военно-морским флотом Франции (профили с относительно мелкими остановками) с экспериментальными профилями, применявшими глубокие остановки и удлинённым общим временем декомпрессии (аналогично остановкам Пайла). Несмотря на более длительное общее время декомпрессии, профили с глубокими остановками приводили к такому же, или даже большему количеству ВГЭ, чем профили с мелкими остановками, а в некоторых случаях даже приводили к ДКБ [1].

Читайте также: Укажите ткани характерные для листа покровная

Spisni и коллеги сравнили погружения на тримиксе, проводимые с использованием профиля глубоких остановок (ZH-L16 с GF 30/85), с профилем, включавшим ещё более глубокие остановки с более длительным общим временем декомпрессии (UDT версия ратио-деко) и не обнаружили различий в показателях ВГЭ [2].

Ещё не опубликованное исследование сравнивало погружения на тримиксе с использованием профиля DCAP (мелкие остановки) с профилем глубоких остановок ZH-L16+ГФ 20/80 при одинаковом общем времени декомпрессии. Профиль с глубокими остановками привел к значительному увеличению ВГЭ [3].

В большом исследовании, проведённом ВМС США, сравнивали частоту возникновения ДКБ для профилей декомпрессии на воздухе при погружении на 170 fsw (52m) с донным временем 30минут.

Сравнивали профиль «газовой модели» с первой остановкой на глубине 40 fsw (12m) (профиль неглубоких остановок) и профиль, построенный по «пузырьковой модели», где первая остановка была на 70 fsw (21m) (профиль глубоких остановок).

В результате, профиль с неглубокими остановками привел к 3 случаям ДКБ на 192 человеко-дайва (1,56% случаев), а профиль глубоких остановок привел к 11 случаям ДКБ на 198 человеко-дайвов (5,56% случаев)[4].

Что же делать с градиент факторами?

Растущее число наблюдений, указывающих на неэффективность глубоких остановок, требует пересмотра устоявшейся практики использования градиент факторов с целью отказа от глубоких остановок.

Fraedrich провёл оценку алгоритмов дайв-компьютеров, сравнивая их с хорошо проверенными графиками декомпрессии ВМС США, включая графики из «глубокого исследования», описанного выше.

В процессе испытания, алгоритм ZH-L16 с нижним значением ГФ-ниж более 55% (например, ГФ 55/70) устанавливал первую деко-остановку на глубинах между 70 и 40 fsw (21 и 12м соответственно) [5].

Tyler Coen из Shearwater Research Inc. отметил, что настройки ГФ, рекомендованные Fraedrich, изменяют M-значения в алгоритме ZH- L16 так, что получается примерно одинаковый уровень пересыщения тканей на всех глубинах остановок . Чтобы лучше понять результаты этого исследования, нужно немного углубиться в понимание М-значений.

Подробнее про М-значения

М-значения являются линейной функцией от давления на конкретной глубине. В более старых алгоритмах, таких как ZH-L16, функции, генерирующие M-значение, имеют наклон больше единицы (в ZH-L16 наклон является обратной величиной параметра «b»), что приводит к увеличению допустимого пересыщения, с увеличением глубины остановки . Простыми словами – чем глубже остановка, тем больше допустимое пересыщение компартментов.

В более современных алгоритмах, разрабатываемых ВМС США с 1980-х годов, (включая алгоритм, используемый для составления профиля мелких остановок в исследовании, изложенном выше) наклон функций, генерирующих M-значение, обычно равен единице, так что допустимый уровень пересыщения не остаётся неизменным на всех глубинах остановок. Это приводит к немного более глубоким остановкам, чем на старых алгоритмах «газовых моделей», но всё же эти остановки более мелкие по сравнению с «пузырьковыми моделями».

Что выбрал Доктор Doolette?

Известно, что в алгоритме «газовой модели» ZH-L16 среднее значение параметров «b» составляет 0,83. Исходя из этого, я выбираю для своих погружений ГФ-ниж равный примерно 83% ГФ-верх, например, ГФ 70/85. Хотя расчёты не являются алгебраически безупречными, такая настройка компенсирует наклон значений «b».

Учитывая эти данные, я установил для своих погружений нижний уровень градиент фактора ГФ-ниж так, чтобы примерно противодействовать параметрам «b» модели ZH-L16 (я использовал компьютеры Shearwater с алгоритмом ZH-L16 GF в сочетании с моими проверенными таблицами декомпрессии в течение примерно трёх лет).

Такой подход позволяет мне полагать, что я выбрал свои настройки градиент факторов рационально. Нижний градиент фактор получается не слишком большим, так что я могу убедить своих друзей использовать его. При этом он удовлетворяет моё предпочтение следовать профилю с относительно мелкими остановками.

  • Свежие записи
    • Балкон в многоквартирном доме: является ли он общедомовым имуществом?
    • Штраф за остекление балкона в 2022: что это и как избежать наказания
    • Штраф за мусор с балкона: сколько заплатить за выбрасывание окурков
    • Оформление балконного окна: выбираем шторы из органзы
    • Как выбрать идеальные шторы для маленькой кухни с балконом
Sunny Lady