Батик какие ткани лучше

Батик (рисование по ткани) — увлекательное занятие, результат которого поможет вам внести изюминку в индивидуальный стиль и продемонстрировать собственные таланты. В росписи по ткани нет ничего сверхсложного, главное — аккуратность, качественные материалы и соблюдение некоторых правил.

Вам понадобится рабочее место, ткань, краски, кисточки, емкость с водой и небольшие х/б тряпочки.

Какие ткани подойдут для батика

Разрисовывать можно как готовую вещь, так и отрез ткани. Подыскивая материал для батика, нужно обращать внимание на его внешний вид и на физические свойства — плотность, гладкость и переплетение нитей. От этого будет зависеть как растекается и впитывается краска. Оптимальный выбор — однотонная струящаяся ткань с гладкой поверхностью и полотняным переплетением нитей.

Существуют два основных направления классического батика — холодный и горячий. Поскольку одним из этапов горячего батика является кипячение, для него подходят только те материалы, которые не деформируются при термообработке — хлопчатобумажные ткани, вискоза или лен. Техника холодного батика помимо перечисленного допускает работу с шерстью и натуральным шелком. Встречаются также рисунки на синтетике, например, полиэстере, но это крайне непредсказуемый материал, и начинающим лучше не рисковать.

Какие краски используются в батике

Для рисунка на ткани нужны специальные краски, они бывают двух видов: на основе акрила и анилина. Акриловые рисунки в завершающей стадии закрепляют с помощью горячего утюга, а анилиновые для фиксации обрабатывают паром в специальном автоклаве. Впрочем, экономные мастера уже приспособились пропаривать изделия в ведрах и пароварках. При обработке паром краска глубоко проникает в волокна, давая равномерную окраску и полностью сохраняя структуру ткани. Работа с анилиновыми красками занимает больше времени, требует подготовки и определенной сноровки. Это уровень профи.

У акриловых красок доступная цена, они водорастворимы, при этом устойчивы к стирке и быстро сохнут — они прекрасно подходят для начинающих художников. Такие материалы относят к классу «хобби». Они бывают матовые и глянцевые, с повышенной текучестью для росписи на шелке, для работы на плотных тканях и коже — с пометкой «Textile”. Они могут быть с различными эффектами — бархатистой поверхности, флуоресцентные, металлики, перламутровые. На некоторых красках стоят отметки «для темных тканей» или «для светлых тканей» — к подобным рекомендациям производителя тоже лучше прислушаться.

Чтобы краски не растекались по ткани бесконтрольно, вам нужно ее «запереть» в замкнутых линиях. Для этого используют контур (резервирующий состав) — специальная густая краска в тюбике с тонким носиком. При нанесении она пропитывает волокна ткани и препятствует растеканию краски за пределы линии. Контуры бывают обычными, с 3D эффектом, перламутровыми, блестящие глиттеры и другие. Для шелка используется отдельный вид контуров.

Мастера советуют не смешивать в одной работе краски разных производителей и разных серий — химические составы красителей могут конфликтовать друг с другом. Чтобы не заблудиться в лабиринтах баночек, обращайте внимание на несколько моментов:

  • вид ткани;
  • насыщенность цвета;
  • разнообразие цветовой палитры красок и контуров;
  • необходимость в спецэффектах;
  • дополнительные составы — например, французская фирма Pebeo предлагает растворы для приглушения яркости, для сгущения красок и специальный резерв для защиты большого участка поверхности от краски.

Техники рисования по ткани

Мы уже упоминали об основных направлениях — горячем и холодном батике. Кроме них есть еще три интересные техники для создания узоров на тканях.

Аэрография. Нанесение краски на материал происходит с помощью аэрографа. Интенсивность цвета определяется расстоянием от сопла до ткани и продолжительностью воздействия. Для работы не нужны контуры, зато для создания четких границ часто используются трафареты.

Узелковая роспись (сибори, тай-дай, планги). Основной принцип — ткань окрашивается полностью, кроме тех мест, которые вы предварительно защитите. Препятствуют краске множество завязанных узелков, прищепки, перетяжки нитями, в которые для создания оригинального узора можно добавлять пуговицы, веточки или другие элементы. Иногда процесс повторяют — после окрашивания и последующего распускания узелков, завязывают новые на других местах и красят в очередной цвет.

Читайте также: Перекрашенная ткань какое причастие

Свободная роспись. Ткань смачивается водой и на нее с помощью кисти наносится рисунок. Контуров нет, поэтому краски при этом могут свободно смешиваться друг с другом. Степень влажности ткани определяет «акварельность» рисунка.

Как переносить рисунок

Есть много способов по переносу изображения с бумаги на ткань. Самый удобный вариант — если ткань тонкая, а контур рисунка на бумаге выполнен жирными линиями насыщенного цвета, то можно просто подложить рисунок под ткань и обвести. Но если вы рисуете на плотной ткани или не уверены в твердости своей руки, попробуйте следующие способы.

Натяните ткань, положите на нее копировальную бумагу, а сверху — рисунок. аккуратно обведите контуры рисунка — отпечаток останется на ткани. Используется для светлых и темных тканей — выбирайте копирку того цвета, который сильнее будет выделяться на вашем материале.

Сделайте по контуру рисунка прорези канцелярским ножом, оставляя небольшие перемычки, чтобы рисунок не рассыпался на части. Положите получившийся трафарет на ткань и проводите по прорезям мягким карандашом или мелком контрастного с материалом цвета. Аккуратно уберите рисунок и достройте контур, зарисовав промежутки.

Если рисунок простой и однотонный, и вы уверены в своей аккуратности, можете вместо мела сразу воспользоваться кисточкой с краской.

Возьмите толстую иглу, положите рисунок на мягкую поверхность и сделайте много точечных проколов по контуру. Затем переложите бумагу на закрепленную ткань и посыпьте ее толченым мелом или грифелем карандаша. Распределите порошок по поверхности с помощью ватного диска, немного придавливая его. Уберите бумагу — на ткани появится точечный контур рисунка.

Исходный рисунок должен быть на кальке. Обведите его с обратной стороны мокрым карандашом или мелом, затем аккуратно приложите к ткани и прогладьте несколько раз рукой.

С помощью света. Закрепите ткань на твердом листе стекла, оргстекла, пластика или другого материала, пропускающего свет. Расположите лист на двух подставках (например, две табуретки), между которыми на полу установлена лампа, направленная вверх. Включите свет и обведите рисунок карандашом или сразу контуром.

При наличии небольшого опыта и простых рисунках перенос изображения может не потребоваться — многие рисуют сразу по ткани.

Практические советы

Предварительная стирка. Заводская пропитка новой ткани препятствует впитыванию красок и рисунок может быть испорчен. Обязательно перед началом работ постирайте материал, высушите, прогладьте и только потом приступайте к рисованию.

Натяжение ткани. Перед началом работы убедитесь в том, что ткань надежно закреплена на жесткой поверхности — лучше всего взять лист пластика, фанеру или доску. Для фиксации можно использовать канцелярские кнопки, скрепки, зажимы для бумаги и даже обычные бельевые прищепки. Главное, чтобы ваше рабочее место не сдвигалось при переносе изображения с бумаги и в процессе нанесения контура и красок.

Подложка. Если вы наносите рисунок сразу на готовое изделие, например, футболку, важно, чтобы между слоями закрепленного изделия была подложка — это позволит избежать попадания краски на заднюю сторону изделия, где рисунок не предусмотрен. В качестве подложки может выступать весь лист пластика или фанеры, на котором вы крепите изделие, если позволяет размер, либо дополнительная вкладка из аналогичного материала или просто полиэтиленовая пленка.

Вода. Воду для разведения краски наливайте в устойчивый тяжелый стакан или банку и ставьте ее чуть в стороне, не под рукой. Не стоит пользоваться пластиковыми стаканчиками, они неустойчивые, их легко перевернуть и испортить работу.

Тряпочки. Под рукой хорошо иметь гигроскопичную ветошь — влажную и сухую для промакивания кисточек, вытирания рук и стола в процессе работы. Внимательно следите, чтобы на кисточке не висела капля — одна-единственная клякса способна безвозвратно испортить изделие. Не меньшее внимание уделяйте чистоте рук — иногда кажется, что краска на них попадает просто по волшебству.

Кисти. Выбор кисти обусловлен видом рисунка, качеством ткани и вашими личными вкусами. В батике можно использовать очень большой ассортимент кисточек, а также поролоновые и ватные тампоны. Желательно выбирать кисточки с длинной ручкой и ровной, аккуратно уложенной щетиной. Для прорисовки мелких деталей и работ вблизи контура вам понадобятся тонкие кисточки, для закрашивания больших поверхностей можно брать круглые и плоские кисти.

Читайте также: Назовите производственный этап изготовления ткани

Обратите внимание, кисть не стоит надолго оставлять в воде кончиком вниз — она может деформироваться. По окончании работы вымойте кисточку с каплей посудомоечного средства и просушите кончиком вверх.

Контур. При нанесении контура держите тюбик под острым углом к ткани и не меняйте скорость движения руки — тогда линия получится ровной по толщине.

Закрепление. Внимательно читайте инструкции на баночках с красками и контурами — у каждого производителя может быть свой срок высыхания и способ закрепления. Соблюдение правил поможет вам не испортить работу.

Идеи: какие вещи можно разрисовать

Традиционно в технике батика украшали шелковые шарфы, палантины, платки и платья. Поскольку искусство зародилось в Индонезии, его родные мотивы — цветы, растения, птицы и пейзажи.

Для «пробы пера» можно взять однотонную хлопчатобумажную футболку и оформить ее в технике шибори — получится летний яркий рисунок в виде спирали с расходящимися лучами. На детской толстовке хорошо будет смотреться кадр из любимого мультфильма — в таких рисунках есть четкий контур и крупные формы, они будут просты в работе.

Потренировавшись на небольших изделиях, вы можете расписать декоративную наволочку или покрывало в спальню, настенную панель, скатерть или штору. Цвет и мотивы работы будут зависеть от стиля вашего интерьера.

Если вы будете искать контурные рисунки для батика в интернете, можете смело добавить к ним шаблоны для витражной росписи по стеклу — в этих техниках схожий принцип.

Выбираем ткань для батика.

Сегодня я расскажу о тканях, которые использую в работе. В основном это конечно же натуральный шелк. С ним приятно работать и он великолепно смотрится, а так же комфортен в носке. Но натуральный шелк — это только состав ткани. Натуральный шелк может быть тонким, плотным, мягким, упругим, гладким, шероховатым, из него даже ковры ткут! Одни виды шелка подходят для традиционной росписи, другие скорей для экспериментальной. Одни хорошо драппируются и потому отлично смотрятся в платках, другие хорошо держат форму и не растягиваются, поэтому их лучше использовать для штор и панно. Поэтому из всего многообразия шелков я выбрала несколько видов и работаю в основном с ними, иногда обращаясь и к менее распространенным типам полотна.

Дальше я буду рассказывать о каждом виде с точки зрения использования шелка в жизни: как носится, драпируется и т.д., и с точки зрения художника: насколько приятна ткань в работе.

Скорей всего при слове «шелк» вы представили себе атлас. Именно он, король шелков, воплощает в себе все лучшее: благородный блеск, мягкость, красивые складки, игру цвета. Правда, некоторые не любят его за скользкость и чрезмерную нежность. На тонком атласе довольно просто поставить зацепку или сдвинуть волокна при стирке. Поэтому в своих работах я чаще использую атлас плотностью 14. Он не намного тяжелее атласа 12плотности, но при этом его основные нити расположены более плотно и полотно не так легко травмировать.

Я люблю атлас за то, что краски на нем легко растекаются, цвета выглядят ярче, чем на других шелках, и атлас всегда сохраняет мягкость. Не люблю за тянучесть. Довольно сложно бывает изобразить на атласе прямые линии, особенно ближе к краю, который невозможно натянуть идеально ровно. К тому же у атласа есть лицо и изнанка, не очень удобно для платков.

Этот шелк как раз для тех, кто не любит блеск и скользкость. Крепдешин имеет чуть шероховатую поверхность (которая все равно остается шелковой, ее не сравнить со льном, например). А не любят его как раз за эту шероховатость и отсутствие блеска. Каждому свое. При этом он мягкий и легко драпируется.

Читайте также: Ткань для выпечки силапен

У меня бывают периоды большой любви к крепдешину, когда я отдаю должное его способности держать линию при свободной росписи, мягкости и сдержанности. Нет блеску и роскоши атласа, даешь благородство крепдешина!)) Но есть у него и свои недостатки: он тянется гораздо больше атласа, то есть с прямыми линиями еще сложнее, и может заметно сократиться в размерах после снятия с рамы и стирки.

Третий кит батика:) А может первый. Свои первые опыты в росписи я ставила именно на нем. Он дешевле атласа и крепдешина, не тянется, достаточно тонок, чтобы хорошо пропитываться резервом, цвета на нем не меняют свою насыщенность в зависимости от угла падения света. В общем с ним работать легко. Но в конечном итоге выглядит он скромнее, чем атлас и крепдешин. Он не так мягок, не обладает роскошным блеском или интересной фактурой. И тем не менее он прекрасно подходит для вещей, которым необходимо держать форму (галстуки, наволочки, шторы,одежда), для легких летних платочков, или вещей с росписью, где много прямых линий. И на мой взгляд туаль — это лучшая ткань для панно.

Саржа или твил.

Признаюсь, я затеяла эту статью ради саржи Сейчас это моя любимая ткань, но поскольку раньше я ее не использовала, мои заказчики, возможно, мало с ней знакомы. Поэтому я ее немножко понахваливаю. Итак саржа подобно туалю мало тянется, поэтому на ней возможна самая замысловатая роспись, обладает легким блеском и интересной фактурой. Она мягкая и хорошо драпируется. Одинакова с двух сторон. И особый момент, платки Hermes по большей части делаются именно из саржи.

Недостатки. я в своей влюбленности их пока не вижу. Ну, возможно, вы просто не любите саржу, а любите атлас.

Шифон я почти не использую, но иногда случается, поэтому опишу. Шифон тонкая, чуть шероховатая ткань. Хорошо подходит для одежды, поскольку не скользит. Например для тонких накидок. Или для платков. Большой-пребольшой шифоновый платок можно упаковать в маленькую-премаленькую сумочку и достать в нужный момент. Удобно для летних путешествий.

В работе я шифон не люблю. Он слишком тянется, быстро сохнет, краска на него ложится не очень равномерно. Возможно, я просто не умею его готовить:)

Упомяну и фуляр, справедливости ради, поскольку давно с ним не работаю. Фуляр тонкая шелковая ткань. Очень тонкая, очень нежная. Зацепки, сдвиги основных нитей — спутники фуляра. Но он мягче туаля и иногда может быть предпочтительней.

Не 100% шелковые ткани.

Я люблю работать с шелком. Для меня, как для художника, это идеальный холст, на которым краски текут и играют и работа движется с удовольствием. Другие ткани это сложная территория, иногда она подсказывает новые интересные решения, иногда просто добавляет сложностей. Но бывает же что и шелк приедается и хочется чего-то новенького, необычного.

Батист, хлопок/шелк.

Интересная ткань. Не блестящая, мягкая, с интересной фактурой. Хорошо драпируется. Для меня это «зимняя» ткань, хотя она достаточно тонкая и подойдет для летних вещей тоже.

Поскольку краски хорошо растекаются на батисте, он может использоваться для росписи в классических техниках батика. А его чуть шероховатая поверхность прекрасно подходит для свободной росписи. Надо учитывать, что цвета на батисте получаются более приглушенными, чем на 100% шелке.

Зимняя ткань. Грубоватая на вид, с выраженной фактурой, но довольно мягкая. Отлично подходит для свободной росписи, а вот классический холодный батик на ней выполнить довольно сложно.

Вот такие ткани я использую. Почти любой платок или шарф может быть повторен на другом виде ткани, чем он был выполнен изначально. Поэтому не стесняйтесь предлагать новые решения, возможно это пойдет на пользу старому сюжету:)

  • Свежие записи
    • Балкон в многоквартирном доме: является ли он общедомовым имуществом?
    • Штраф за остекление балкона в 2022: что это и как избежать наказания
    • Штраф за мусор с балкона: сколько заплатить за выбрасывание окурков
    • Оформление балконного окна: выбираем шторы из органзы
    • Как выбрать идеальные шторы для маленькой кухни с балконом
Sunny Lady