В начале марта ЕС и США ввели новые ограничительные меры по делу об отравлении Навального. Рынки выдохнули с облегчением. Евросоюз обошелся точечными финансовыми и визовыми санкциями против четырех чиновников силового блока. Требования Европарламента касательно выхода из «Северного потока-2» и санкций против олигархов исполнены не были. Американцы ввели более широкий набор мер. Но и здесь большого ущерба не просматривалось. Финансовые санкции против семерых чиновников высокого ранга, ограничения против шести научно-исследовательских институтов в области химических исследований, а также торговые санкции против 14 относительно небольших производителей химического оборудования и реактивов чувствительны для очень узких секторов, но незаметны для экономики в целом. Большой бизнес санкции обошли стороной.
Долговые риски
На горизонте — новый этап «химических» санкций. Они могут затронуть обязательства российского суверенного долга. И здесь потенциальных проблем для рынка уже больше. Один из правовых механизмов санкций США по делу Навального — закон о химическом и биологическом оружии (ХБО) 1991 года. В случае применения такого оружия президент США вводит санкции в два этапа. Первый был включен в пакет мер 2 марта. Но введенные запреты на поставки в Россию вооружений из США, а также на американскую помощь и кредиты со стороны правительственных структур так или иначе существовали и ранее. Рынки их проигнорировали.
Гораздо важнее второй этап. По закону он должен наступить в случае отсутствия гарантий повторного применения химического оружия. Такие гарантии со стороны Москвы невозможны в принципе. Россия отрицает использование химоружия, подчеркивая, что его последние запасы были уничтожены еще в 2017 году. Причем уничтожение сертифицировала Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО). Проводить инспекции на своей территории Россия не даст. А значит, второй этап санкций неизбежен.
Президент США должен будет выбрать как минимум три из шести видов ограничений. Среди них: блокирование помощи МВФ (Россия в ней не нуждается), снижение уровня дипломатических отношений, запрет государственным авиакомпаниям России летать в США, экспортные и импортные ограничения, а также запрет банкам США кредитовать правительство страны-цели. Последний пункт наиболее чувствителен. Именно его можно использовать в качестве правовой базы для ограничения в отношении суверенного долга России.
Прецедент подобных санкций уже есть — они вводились после предполагаемого использования «Новичка» в деле Скрипалей. Наряду с косметическими экспортно-импортными ограничениями и блокировкой помощи по линии МВФ, Дональд Трамп своим указом от 1 августа 2019 года ограничивал американские банки в отношении кредитования российского правительства. Минфин США своей директивой пояснял, что речь идет о запрете американским банкам в доступе на первичный рынок новых российских облигаций, номинированных в иностранной валюте. Подобные санкции можно было считать наименьшим из зол. Они не затрагивали рублевые облигации, а также не касались вторичного рынка облигаций, номинированных в иностранной валюте. Не распространялись они и на долговые обязательства российских государственных компаний.
Степень жесткости
Вопрос в том, как поступит администрация на этот раз. Джо Байден может использовать закон ХБО символически, как это сделал его предшественник в 2019-м. А может пойти на крайне жесткие меры, введя запреты на участие американских банков в операциях со всеми видами государственных облигаций на первичном и вторичном рынках.
Базовым сценарием все же представляются умеренные шаги. Вопрос о санкциях в отношении российского долга ставился еще в 2017 году. Хорошо известный у нас закон «О противостоянии врагам Америки с помощью санкций» (CAATSA) обязывал Минфин США дать заключение о целесообразности ограничений по российскому долгу. Ответ Минфина в начале 2018 года и порадовал, и расстроил сторонников жесткой линии в Конгрессе. Да, подобные санкции нанесут ущерб России. Они повысят цену заимствований, заставят власти менять налоговую и денежную политику, замедлят экономический рост, дестабилизируют финансовые рынки и повысят давление на финансовый сектор. Но есть и проблемы.
Россия тесно интегрирована в мировую экономику. А значит, эффект от санкций выйдет за пределы самой России. Они навредят американским инвесторам, особенно если Америка введет такие санкции в одиночку. Европейские и другие банки попросту окажутся в более выгодных условиях в работе с Россией. С учетом размеров российской экономики последствия подобных мер туманны.
Тем не менее вопрос о российском суверенном долге ставился в Конгрессе снова и снова. Наиболее одиозными были законопроекты DASKA и DETER, предлагавшие «драконовские» санкции против России. Администрация отнеслась к проектам скептически. Предложения об ограничениях по долгу критиковались Госдепартаментом из-за угрозы ущерба рынкам и американским банкам. Доводы Минфина и Госдепартамента актуальны и сегодня. В том числе и потому, что радикальные санкции в отношении долга не приведут к смене курса Москвы и лишат США возможности использовать «драконовские санкции» в качестве угрозы в отношениях с Россией. Вряд ли стоит ждать и масштабных санкций против российских бизнесменов. Последний крупный прецедент — введение в апреле 2018 года санкций в отношении ряда российских бизнесменов, в том числе Олега Дерипаски и Виктора Вексельберга — привел к локальным шокам на рынках. В Вашингтоне он рассматривался как негативный опыт. Без веских политических оснований подобных санкций, скорее всего, не будет.
Текущий курс рубля и ключевых бумаг отражает ожидания именно умеренного сценария. Но произойти может все, что угодно — от обострения на Донбассе до киберинцидентов. По данным РСМД, в 2020 году Россия находилась в тройке лидеров (вместе с Ираном и Китаем) по числу санкционных событий, инициированных Вашингтоном. Так что колебания рынков на фоне санкционных новостей мы еще увидим.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Байден готовит Путина к «шоковой терапии» и к курсу 120 рублей за доллар
США и Великобритания могут ввести ограничения против российского долгового рынка за химоружие и Навального
США и Великобритания обсуждают новые «экстремальные санкции» против Российской Федерации. Они включают в себя не только ограничения против олигархов, к которым может быть применен «акт Магнитского», но и санкции против российского госдолга. Как пишет Bloomberg со ссылкой на источники, крайние меры могут быть введены в случае нарушения запрета на применение химического оружия и, скорее всего, будут синхронизированы с Евросоюзом. По словам одного из источников, еще одним триггером для санкции может стать и «упорство» российских властей в отказе расследовать отравление Алексея Навального.
О санкциях против суверенного долга России в США раздумывают уже давно, однако до сих пор они не вводились, так как могут нанести ущерб американским и европейским инвесторам. Против этого решения выступил американский Минфин в 2018 году, указав, что оно может вызвать негативные последствия для мировых финансовых рынков.
В 2019 году после отравления Сергея и Юлии Скрипалей США ввели частичные санкции против российского госдолга, запретив своим инвесторам участвовать в первичных размещениях валютных госбумаг России (еврооблигаций). Однако на вторичном рынке торговля российскими евробондами и покупки рублевых ОФЗ не блокировалась, так что ограничения были чисто символическими.
Однако теперь члены новой демократической администрации полагают, что последствия от санкций против российского госдолга могут быть не такими уж серьезными для США и мировой финансовой системы, так как объем инвестиций сократился. Такого мнения придерживается, например, замглавы Совета нацбезопасности Далип Сингх. Для ограничений готова и законодательная база — в конгрессе давно зарегистрированы законопроекты DASKA («О защите американской безопасности от агрессии Кремля») и DETER («О сдерживании иностранного вмешательства в американские выборы»), включающие соответствующие санкции. Надеяться можно разве что на то, что после выборов 2020 большинство осталось за республиканцами, которые были против таких мер.
Российские власти неоднократно говорили, что готовы к санкциями против госдолга, хотя считают из маловероятными. Однако, несмотря на браваду, они несут серьезные риски для российской экономики. Счетная палата отмечала в октябре, что высокая доля нерезидентов на рынке ОФЗ создает риски для федерального бюджета на тот случай, если «массовая реализация нерезидентами принадлежащих им портфелей ОФЗ» приведет к росту доходности госбумаг.
По данным ЦБ РФ, иностранные инвесторы держат 42,8 млрд. долларов в рублевых облигациях федерального займа, занимая 23,4% рынка, а в отдельных выпусках их доля достигает 50% или выше. На рынке валютного госдолга нерезидентам принадлежит 55%, или 21 млрд. долларов. Таким образом, внешний госдолг правительства РФ составляет 63,8 млрд. долларов — около четверти годовых доходов федерального бюджета и примерно 10% российских ЗВР.
Ведущий аналитик ФГ «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский объясняет, что в случае введения санкций против госдолга РФ, курс рубля может подскочить в моменте до 120, но в итоге экономика вернется примерно в нынешнее состояния, так как иностранный долг выкупят отечественные банки.
— Рассматривается два основных варианта санкций против российского госдолга. Первый сценарий — запрет на покупку новых выпусков бумаг, и второй — полный запрет на владение.
Если будет введен запрет на покупку новых выпусков, но всем, кто ими уже владеет, дадут досидеть до погашения, это спровоцирует некую волатильность рубля, курс на время подскочит до 80, после чего все вернется на круги своя. Потому что все, кому нужно будет покупать российский госдолг, будут делать это через офшоры, а не напрямую. Отследить выполнение этих санкций не так просто, если хорошо выстроить финансовую логистику.
Конечно, какие-то фонды вообще уйдут с российского рынка и перестанут покупать наш госдолг. В худшем случае, мы вернемся в ситуацию, когда иностранцам было запрещено напрямую инвестировать в наш госдолг. Напомню, что до того, как иностранным инвесторам открыли доступ к нашему долговому рынку, они могли покупать ОФЗ, только открывая счет непосредственно в России. Эти бумаги не котировались в европейских системах Euroclear и Clearstream.
Это значит, что доходность по ОФЗ будет на 1−1,5% выше. Это несет определенную нагрузку для долгового рынка и бюджета, но с лета, например, курс рубля почти не изменился, хотя доходность по ОФЗ сильно выросла. Поэтому если санкции будут приняты в таком виде, они не несут большой угрозы. Особенно если учесть, что Минфин и так уже выполнил программу заимствований. Хотя в моменте возникнет небольшая и средняя паника, курс рубля уйдет на 80−85, а потом вернется примерно на нынешний уровень или немного выше — 76−77. Конечно, при прочих равных.
«СП»: — А что будет, если введут санкции на владение госдолгом?
— Если введутся санкции, которые обяжут инвесторов до определенного срока продать все бумаги, это, конечно, хуже. Это нанесет серьезный краткосрочный удар по нашему финансовому рынку, потому что тогда огромное количество народа должно будет выйти из бумаг за ограниченный период времени. Долговой рынок рухнет, курс рубля подскочит куда-нибудь на 120 за доллар на то время, пока иностранцы будут распродавать свои активы, после чего все вернется примерно туда, где находилось раньше. Кстати, для иностранных инвесторов потери тоже могут быть очень большими, так как им придется выходить по очень плохому курсу.
«СП»: — Разве не будет долгосрочных последствий для экономики?
— Для экономики страны момент шока будет неприятным, потому что возникнет высокая волатильность и отток капитала, но потом она вернется примерно в нынешнее состояние. Основные покупатели ОФЗ в последние месяцы — это не иностранцы, а госбанки. Доля иностранцев высока, но она не увеличивается, они не предъявляют дополнительный спрос, так что я не сказал бы, что рынок критически зависит от них. Эти санкции не станут смертельными для нашей экономики и финансового рынка, хотя причинят неприятности.
«СП»: — Но откуда придется брать деньги в долг, если мы останемся без иностранных инвесторов?
— Государство будет печатать деньги, то есть рублевый долг. К примеру, Сбербанк закладывает ценные бумаги, которые у него уже есть, в Центральный банк, берет у ЦБ деньги и покупает новые ценные бумаги. Это наш способ финансирования экономики, точно так же, как ФРС США выкупает госдолг правительства. Рубли не нужно ниоткуда брать, они создаются Банком России.
Госдолг на 63 миллиарда долларов никуда не денется, просто сменятся владельцы этих бумаг. Сейчас ими владеют иностранцы, а выкупит их ЦБ или другие российские банки. Да, сначала курс подскочит, ускорятся негативные процессы, но потом ситуация стабилизируется, потому что в конечном счете курс рубля определяется внешнеторговым балансом страны, который диктуется ценами на нефть. А на цены на нефть США санкции ввести не могут.
Правда, они могут ввести санкции на ограничение российского экспорта, и вот это действительно стало бы очень болезненным ударом для российской экономики. Россия зарабатывает не размещением долгов, а перераспределением тех денег, которые получает, продавая нефть, газ и металл. Если запретить или осложнить эту продажу, экономике придется очень несладко. Но это уже совсем другая история. Сейчас мы обсуждаем ограничения против госдолга.
«СП»: — Вместе с санкциями против госдолга часто обсуждают и отключение России от SWIFT, это сказалось бы на российской экономике?
— Да, потому что значительная часть платежей осуществляется с помощью этой системы. Но платежи можно проводить и не по SWIFT, а по системе Telex и другими способами. Поэтому такая мера скажется не на крупных корпорациях, а на внешней торговле, издержки которой сильно возрастут. Иран отключен от SWIFT, но он торгует, хотя и с дополнительными издержками.
Это неприятно, но тоже не катастрофа. Тем более что ЦБ готов к отключению SWIFT еще с 2015 года, когда эта угроза впервые возникла. Поэтому предел санкционного давления на Россию практически исчерпан, и это все понимают. Хотя попробовать ввести санкции против госдолга, в частности, ограничить покупку новых ОФЗ, американцы могут.
США объявили новые санкции против России из-за Навального
США решили расширить ограничения на экспорт в Россию из-за отравления оппозиционера Алексея Навального. Новые санкции Минторга США начнут действовать с 18 марта, говорится на сайте ведомства. Введение санкций ведомство объясняет тем, что российские власти, по версии Вашингтона, «грубо нарушили свои обязательства по Конвенции о запрещении химического оружия и напрямую подвергали своих граждан и граждан других стран смертельной опасности», «применяя незаконные нервно-паралитические вещества».
В рамках новых санкций:
- США будут отказывать в экспорте в Россию товаров, связанных с национальной безопасностью;
- действие ранее выданных лицензий на обслуживание и замену деталей и оборудования, а также на использование технологий и софта для товаров, предназначенных для России, будет приостановлено;
- отсрочка по этим санкциям коснется только авиационной и космической отрасли: ограничения в этой сфере начнут действовать только с 1 сентября.
Помимо этого, Госдепартамент внес Россию в список стран, с которыми запрещены экспорт и импорт вооружений. Запрет вступит в силу 18 марта.
Лица, которые попадут в новый санкционный список, лишатся права покупать или заказывать у американских экспортеров (продавцов) товар, программы и технологии, объясняет преподаватель юридического факультета МГУ и эксперт по санкционному праву Сергей Гландин. На практике, по его словам, американские производители просто не смогут получить лицензию на взаимодействие с иностранными компаниями так называемого черного списка. «В США действует разрешительный порядок экспорта, действует презумпция отказа для получения лицензий. То есть если лицо попало в санкционный список, американскому экспортеру даже нет смысла запрашивать такую лицензию», — указывает Гландин.
В начале марта США уже ввели санкции против России из-за отравления Навального: под них попали как физические, так и юридические лица. Тогда ограничения коснулись 27-го Научного центра Минобороны и нескольких российских компаний: «Химмед», «Фемтеко», «Интерлаб», «Лабинвест», «Аналит продактс», «Интертек Инструментс», «Фармконтракт», «Рау фарм» и «Регионснаб». Власти США запретили в адрес этих компаний экспорт любых материалов и оборудования американского производства, которые могут быть использованы в разработке и производстве химического или биологического оружия.
В августе Навального эвакуировали в Германию в состоянии комы. Он провел в берлинской клинике 32 дня, после чего проходил реабилитацию. В сентябре правительство Германии заявило, что оппозиционер был отравлен ядом из группы «Новичок», эти сведения подтвердили специалисты во Франции и Швеции и Организация по запрещению химического оружия. Кремль, в свою очередь, заявил, что в России в организме Навального «никаких отравляющих веществ выявлено не было». Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков также заявлял, что Россия много лет назад уничтожила все свое химическое оружие.
Фото Sefa Karacan / Anadolu Agency via Getty Images
Семь лет санкций против России. Главное
* Данные в списках могут дублироваться, например, более половины людей, компаний и организаций, попавших под санкции за кибератаки против США, позднее были включены также в санкционный список CAATSA.
** Cанкции ЕС в отношении подозреваемых в отравлении Скрипалей, введенные в 2019 году, и санкции ЕС и США, введенные в 2020 и 2021 году в связи с отравлением Навального.
- Масштабные санкции против России начали вводиться в апреле 2013 года из-за смерти российского аудитора Сергея Магнитского. На Западе считают, что его гибель в 2009 году связана с разоблачением коррупционных схем по возврату налогов, к которым могли бы быть причастны российские чиновники и силовики. «Закон Магнитского», изначально направленный против лиц, которые, по мнению американских властей, могли бы быть причастны к смерти аудитора, позднее стал действовать в отношении ответственных за нарушение прав человека и принципа верховенства права как в России, так и во всем мире.
- Наиболее масштабные санкции связаны с присоединением Крыма к России и событиями на востоке Украины. В «крымских» санкциях фигуранты списка обязательно как-то связаны с «аннексией и/или интеграцией Крыма». В случае с «восточно-украинскими» санкциями никакой связи с событиями в Донецке/Луганске может не быть — госкомпании наказываются просто потому, что они госкомпании, «олигархи» — за самую отдаленную связь с режимом.
- Санкции за кибератаки были введены предшественником Трампа — Бараком Обамой — 1 апреля 2015 года. Они позволяют Министерству финансов США блокировать любые активы на территории страны лиц, подозреваемых в совершении кибератак.
- 2 августа 2017 года президент США Дональд Трамп подписал федеральный закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA). Он накладывает дополнительные ограничения на Иран, КНДР и Россию.
- Самые малые группы санкций в отношении России — это санкции за оказание поддержки правительствам Сирии и Венесуэлы, сделки с властями КНДР.
- 27 августа 2018 года вступили в силу санкции, которые напрямую не затрагивают физических или юридических лиц. Они связаны с отравлением экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в британском Солсбери. Был запрещен экспорт в Россию товаров и технологий, которые контролируются американскими регуляторами по критерию «Национальная безопасность» (это, например, авионика, подводные аппараты, некоторые газовые турбины, калибровочное оборудование и т.д.). Под исключение попали товары и технологии, необходимые для обеспечения безопасности гражданской пассажирской авиации. В январе 2019 года ЕС ввел первые санкции против физических лиц, причастных к отравлению Скрипалей.
Кто попал под санкции США и ЕС. Полные списки*
Под какие ограничения попадают компании и физические лица из санкционных списков
- Санкции можно разделить на блокирующие (в США это список SDN — Specially Designated Nationals) и секторальные (в США это список SSI — Sectoral Sanctions Identifications).
- При попадании под блокирующие санкции активы физических лиц и компаний, как в США, так и в ЕС, блокируются. Запрещается вести какие-либо дела и сделки с ними. Физическим лицам, попавшим под санкции, запрещается въезд на территорию США и/или ЕС.
- Действие секторальных санкций распространяется на конкретных лиц, ведущих деятельность в определенных секторах экономики, а также на компании, находящихся в собственности или под контролем таких лиц.
- Активы компаний, включенных в секторальный список санкций, не замораживаются в отличие от списка SDN. В банковском секторе попадание в такой список не предполагает изоляции этих компаний от финансовой системы — речь идет только об ограничениях на предоставление нового финансирования компаниями США и ЕС. На практике это означает, что, например, попавшие под секторальные санкции банки не смогут привлекать займы у банков и инвесторов, будь то облигации или кредиты. При этом запрет не распространяется на долг сроком менее 14 дней (для санкций США) и 30 дней (для санкций ЕС).
- В оборонном секторе для лиц и компаний, попавших под санкции США, введен запрет импорта и экспорта вооружений и сопутствующих материалов, товаров и услуг двойного назначения из/в Россию. Для включенных в санкционные списки ЕС установлен запрет на покупку, продажу, трансфер, экспорт оружия и боеприпасов в Россию лицами ЕС, а также запрет на экспорт товаров двойного назначения (товары, которые могут быть применены как в мирных целях, так и при создании оружия массового уничтожения) и технологий для военного использования.
- В энергетическом секторе для лиц и компаний, попавших под санкции США, введен запрет экспорта в Россию товаров, услуг или технологий, связанных с разведкой и добычей нефти на Арктическом шельфе, глубоководной добычей, со сланцевыми проектами (энергетический сектор). Для включенных в санкционные списки ЕС введена процедура лицензирования сделок с Россией в отношении товаров и технологий, предназначенных для добычи и разведки нефти и других полезных ископаемых.
- Отдельными правовыми актами могут быть предусмотрены исключения в виде ограничения действия санкций при осуществлении конкретных операций.
Могут ли санкции быть отменены
- Санкции США, введенные президентскими указами, отменяются так же президентскими указами. Президент Дональд Трамп почти за два года на посту отменил не один указ своего предшественника, однако именно указы о санкциях не тронул. Барак Обама принял шесть указов о санкциях, в том числе президентскими указами были введены санкции, связанные с событиями на Украине и российской киберактивностью.
- Санкции, введенные по каждой из глав закона CAATSA, могут быть отменены, если президент решит, что для этого есть основания. То есть находящаяся под санкциями персона больше не участвует в признанных незаконными действиях и у президента есть данные, что этот человек не собирается в будущем вернуться к таким действиям. Однако по каждому своему решению президент должен будет направить соответствующее представление в профильные комитеты сената американского конгресса. Если там решение поддержат, санкции будут сняты.
- Из всех санкционных пакетов могут быть исключения, если президент считает их необходимыми для национальной безопасности США. Это положение позволило в начале 2018 года посетить США находящимся в санкционном списке главе Службы внешней разведки Сергею Нарышкину, руководителю Главного управления Генштаба Вооруженных сил Игорю Коробову. В ближайшее время в США должен приехать глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, также находящийся под американскими санкциями.
* Почему имена людей дублируются в разных списках
Один и тот же человек может находиться сразу в нескольких санкционных списках. 108 физических лица одновременно попадают под ограничения ЕС и США. Кроме того, Соединенные Штаты также могут вносить одного и того же человека в список SDN на разных основаниях. Чаще всего это сочетание CYBER2 (кибератаки против США) и CAATSA.
* Почему одни и те же фамилии в списках написаны по-разному
Фигурантов санкционных списков могут перепутать с другими людьми из-за проблем с транслитерацией имен, так как проверка клиентов осуществляется компаниями и банками в автоматическом режиме. США во избежание подобных трудностей вносят в список SDN сразу несколько вариантов написания иноязычной фамилии, например Timchenko и Timtchenko.
* Исключают ли умерших из списков
ЕС удалил из своих санкционных списков 12 человек в связи с их кончиной. К примеру, это депутат Госдумы VI созыва Людмила Швецова (умерла в 2014 году), сенатор от Курской области Олег Пантелеев (умер в 2016-м) и экс-глава ЛНР Валерий Болотов (умер в 2017 году). Умерший 30 августа 2018 года депутат Госдумы Иосиф Кобзон был исключен из списка только 22 января 2019-го. Продлевая антироссийские ограничения в сентябре 2018 года, ЕС оставил в списке убитого 31 августа главу ДНР Александра Захарченко. Его могут исключить из перечня позже, когда ЕС убедится в том, что активы, заблокированные на территории Евросоюза, не будут кому-либо переданы.
* Попадает ли компания под санкции, если долей в ней владеет человек из санкционного списка
Американские санкции автоматически распространяются на все компании, в которых физическим и юридическим лицам из санкционного списка принадлежит хотя бы 50%. Активы всех таких фирм подлежат заморозке в американской юрисдикции, гражданам и компаниям США запрещено совершать с ними какие-либо сделки. Обязанность проверять, не попадает ли контрагент автоматом под санкции, лежит на самом бизнесе. Поэтому после введения санкций «олигархи» часто сокращают доли в компаниях до уровня чуть ниже 50%. Если лицо А находится в списке SDN и владеет 30% в компании X и лицо B находится в списке SDN и владеет 20% в компании X, то компания X автоматически попадает под санкции, даже если не числится в списке SDN.
* Могут ли санкции коснуться людей, которых ни в чем не обвиняют
От действующих в отношении России санкций могут пострадать не только люди и компании, внесенные в списки. В 2014 году был заблокирован денежный перевод россиянина Николая Кузнецова на сумму $616 тыс. Он хотел отправить деньги с личного вклада в Транскапиталбанке на счет своего отца в Мособлбанке, который был внесен в санкционный список США. Так как это была долларовая операция, она проводилась через американский банк Standard Chartered, который и заблокировал перевод. Деньги были разморожены лишь в 2017 году.
** Повлияли ли санкции на рейтинг президента Путина
Глава ВЦИОМа Валерий Федоров в октябре 2018 года говорил, что апрельские санкции в связи с «делом Скрипалей» «сработали на Путина». По его словам, они «были восприняты обществом как несправедливые, люди сплотились, чтобы поддержать лидера, потому что было все слишком нарочито, слишком очевидный несправедливый подход Запада». Это подтверждается и данными Левада-центра (признан Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента). «Санкции [снижают рейтинг] опосредованно, не напрямую, — заявил РБК эксперт Левада-центра Денис Волков, — они добавляются в общеэкономические проблемы; соответственно, становится сложно улучшать уровень жизни — рейтинг снижается». В марте 2018 года рейтинг Путина оценивался в 80%, в апреле — в 82%, дальнейшее снижение (с 79% в мае до 67% в июле) произошло после объявления о начале работы над пенсионной реформой в июне 2019 года. В ноябре 2018 года рейтинг одобрения деятельности Путина составлял 66%.