Что будет если чеченец примет христианство

Медина Мударова: судьба чеченки, перешедшей в христианство

В Сети часто можно прочесть, что если ты родился чеченцем, то твоя судьба – быть мусульманином. Пусть плохим, может, даже самым никудышным, но мусульманином. Если же ты решил сменить веру – тебе труба, тебя убьют, зарежут, на части раскромсают и все такое, чтобы другим не повадно было. А уж если ты чеченка, то… Бррр…

Вообще это, конечно, чушь. Просто любому народу нужны темные боги, свои черти и страшилки. Вот в России таким народом-пугалом, выполняющим в сознании большинства сограждан функцию орков из Мордора стали чеченцы.

Практически любой бред, сочиненный о чеченцах обречен на популярность, при условии, что им можно будет детей перед сном пугать. Так же и с религией и религиозным шовинизмом чеченцев.

Часто говорят, что чеченцы – воинствующие противники христианского мира. Ерунда!

На самом деле к христианству они относятся более чем лояльно, тем более что некогда оно продвигалось и среди них, а родственный чеченцам мини-этнос бацбийцев и вовсе отличается от чеченцев только тем, что исповедует христианство, а не ислам. И ничего – их не перерезали.

В самую исламскую эпоху, еще при имаме Шамиле христиан никто не преследовал и тот же Шамиль предоставлял пленным (или просто перешедшим на его сторону) русским возможность совершать православные обряды. То, что в современной Чечне есть и христиане, и соответствующие храмы говорить, думаю, не нужно.

Немного отступлю в сторону от героини своего нынешнего рассказа и скажу, что глубоко ошибочно говорить, что чеченцы в частности и исламский мир в целом является противником мира христианского и испытывает к нему ненависть (хотя отдельные такие уголки и можно найти).

В реальности ненависть мира ислама направлена не на христианский, а на современный не пойми какой мир, где нет ничего святого в принципе, кроме «священного» права человека вымазаться в любой грязи. Где право нанести оскорбление уважается, а право не быть оскорбленным обычно сливается под видом защиты свободы слова.

Однако вернемся в чеченцам, перешедшим из ислама в христианство. Конечно, каждая семья смотрит на этот вопрос по-своему, но важно то, что в Чечне это, как правило, является вопросом не конкретного человека, а именно семьи.

И если человек переходит в другую религию, то тем самым он выводит себя за рамки правил, скорее всего, в той или иной степени действующих в этой семье. Поэтому никто его не убьет, но в семье он может стать «отрезанным ломтем», т. е. несколько чужим.

Оно и понятно: другие чеченские семьи, вряд ли захотят родниться с человеком другой веры. Значит, придется искать себе партнера среди представителей другой религии, а это, скорее всего, будут не чеченцы.

Либо это будут чеченцы, но атеистически настроенные, а таковые тоже особым уважением не пользуются.

Кстати, ничего такого уж архаичного я здесь не вижу. Для настоящих христиан, для которых вера значит нечто большее, чем крестик-свечка-куличи, переход члена их семьи в другую веру тоже не слишком комфортное явление.

Однако такое случалось и случается и в русской и в чеченской среде. Хорошим примером может быть Медина (Медни) Гуданатовна Мударова, вышедшая замуж за полковника Александра Петровича Ипполитова. Он был офицером царской армии, участвовал в Кавказской войне, где и дослужился до звания полковника.

Медина вышла замуж уже в самом конце войны России с Шамилем. Во всяком случае, ее первый ребенок от брака с Александром Ипполитовым родился аккурат после пленения Шамиля и фактически по окончании военных действий на территории бывшего имамата.

Это может показаться чем-то безумным, но на самом деле в ту пору местные народы относились к российской власти едва ли ни с большей симпатией, чем к Шамилю, о чем написано уже немало работ.

Шамиля они конечно, уважали, но бесконечная война, которой не было видно конца, вымотала их, и ближе ко дню пленения Шамиля от него отвернулись почти все, за исключением только малой группы.

Кстати, интересно, что в числе не покинувших Шамиля 400 мюридов было и 30 русских, что еще раз подтверждает нелепость мифа о врожденной русофобии чеченцев. Правда, Шамиль был аварец, но все же.

Семья Медины была достаточно влиятельной, и еще до окончания войны принадлежала к тем чеченским семьям, которые считали российское подданство перспективнее, чем имамат Шамиля.

Возможно, поэтому брак дочери-мусульманки с русским православным полковником был воспринят адекватно. Между тем, согласно тогдашним законам империи, Медине пришлось перейти в православие, став таким образом Евгенией Мударовой.

В браке с полковником у нее родилось семеро детей, которые тоже были крещены. Жили они на территории Чечни, где А. Ипполитову были подарены солидные владения, площадью боле 1100 гектаров!

Выглядит как типичная коррупция, однако Александр Петрович оставил после себя и достойный след. Он не поленился выучить чеченский язык, что в ту пору подразумевало только самостоятельное обучение без всяких систем и репетиторов, и потратил массу сил на просветительскую деятельность.

Хотя сейчас чеченские националисты порой говорят, что население Чечни было поголовно грамотным, на самом деле это не подтверждается ничем, коме того, что и в Чечне были грамотные люди.

Дореволюционная статистика показала, что таковых на Кавказе было только 17%, при том, что средний показатель по империи составлял 27% а в европейской части России – 30%. И это при том, что наиболее грамотной частью Кавказа была Грузия.

Проблему безграмотности в империи так и не решили. С этой задачей справилась только советская власть, которая всего за одно десятилетие умудрилась поднять уровень грамотности до 90%.

Однако отдельные личности пытались двигать просвещение и при царях, и в их числе был и Александр Ипполитов. Именно он открыл в Чечне первые начальные школы на русском языке.

Он же сделал нечто, на мой взгляд, еще более важное – стал записывать на русском чеченский фольклор, которому вследствие массового распространения ислама могло грозить уничтожение, ибо он был во многом основан на еще доисламских традициях. Им же были изданы этнографические очерки, которые были высоко оценены специалистами.

Вероятно, его деятельность продолжалась бы и дальше и могла бы принести впечатляющие плоды, однако полученные во время войны раны ослабили здоровье полковника, и он умер.

После его смерти, оставшаяся одна с семью детьми Медина решилась сделать нечто немыслимое для женщины воспитанной в горских традициях: она отправилась на своем белом коне в Санкт-Петербург. Она вообще обожала белый цвет, носила только белую одежду, в т. ч. почему-то и мужскую.

Ее целью было получше узнать Россию, о которой она знала в основном со слов мужа и добиться приема у императора. Своей цели она достигла, ее с почетом встретили, а вскоре стало известно, что ее покойному мужу назначена пенсия, на которую Медина могла бы безбедно жить.

Так она и жила на землях, которыми владел Александр Ипполитов. Заметьте, что за переход в православие никто нее на тот свет не отправил, хотя уже и муж был мертв. Хотя не стоит забывать и о родне Медины, которую при жизни облагодетельствовал Александр Петрович, заметно укрепив их материальное благополучие.

Эти земли народ называл «Меднин мохк», что означало «село Медины» (при жизни Александра Петровича – «Налетан мохк»). Когда они перешли ее сыну Николаю, их стали называть «Колин мохк».

Но впоследствии Николай продал эти земли местным жителям, и там образовалось селение, названное впоследствии Харсеной (сейчас находится в Шатойском районе Чечни). Датой его основания считается 1905 год, хотя, как мы видим, предыстория у него тоже заслуживает внимания.

Дальнейшая судьба детей Медины и Александра теряется среди грохота крушения Российской империи и ужасов Революции.

Однако известно, что ее внучка жила уже во Франции куда, вероятно, ее семья уехала от большевиков подальше. Вероятно, смешение русской и чеченской крови принесло хорошие результаты, и о внучке Медины известно, что ей удалось занять 1-е место на парижском Конкурсе красоты.

Что же до самой Медины, то ее личность оценивается в современном чеченском обществе неоднозначно. Но современники Медины, видимо, были более лояльны по отношению к ней.

Во всяком случае, в окрестностях Харсеноя и сейчас сохранилось множество названий местности связанных с именем одетой во все белое чеченки-христианки Медни.

Что будет с чеченцем, принявшим христианство?

Ну, если свои же не прирежут за это, а они могут, то ничего ему не будет. Бог один, и я не думаю, что для Бога есть разница, через какую религию Его исповедуют люди. Лишь бы это происходило по-божески.

Нет у ангелов имен. Есть семь или восемь архангелов со следующими именами:

Всего встречается их восемь, но один из них вроде как не особо заметен и упоминается лишь единожды, поэтому его особо и не почитают. Они архистратиги на тысячами ангелов, а ангелы просто «вестники», не имеют своих имен. Так согласно каноническому изложению. Серафимы и херувимы выше них еще в иерархии небес. Среди них отдельных личностей не упоминается.

В христианстве богов неограниченное кол-во. Троица — это еще мелочи. Культ святых, а так же почитание икон — это культы развивающиеся внутри культа. Тех же богородиц у православных десятки, а Марии у католиков якобы чуть не толпами приходят помогать молящим. Часто можно услышать — «верю в единого бога, молюсь Николаю или Сергию! Прошу их спасти меня в час нужды и скорби!» Таким образом признается автономная сила и способность влияние на собиятия за конкретным святым, они имеют зоны влияние — Николай — бог моряков, Георгий — бог бравых вояк, и так далее. Вот цитата из книги Докинза хорошо все иллюстрирует:

В Евангелии есть притча о Мытаре и Фарисее. Мытарь, молясь, благодарил Бога за то, что он имеет и за то, какой он, и за то, что он не такой, как презренный мытарь. Мытарь только просил прощения у Бога. Далее сказано, что Мытарь ушёл более оправданным, чем Фарисей.

Дух Бога есть в той религии, в которой исполняются заповеди Бога. Иисус Христос показал как отличить истинных христиан (Иоанна 13: 34,35).

К примеру началась война. Вы христиане, принадлежащие к одной религии, но живёте в разных странах. Будет ли проявлением любви, о которой учил Христос, если вы возьмёте оружие и пойдёте убивать своих же единоверцев другой стороны, по-сути ваших братьев по Христу?!

Забытое христианство древних вайнахов

Архиепископ Владикавказский Зосима на днях провел массовое крещение в Чечне. Обряд проводился в Наурском районе республики. Здесь воды буйного Терека уходят в степи Ставрополья.

Наурский район находится на северо -западе Чеченской республики. Эта территория стала частью России в XVI веке, после победы над Астраханским ханством. Долгое время она была населена преимущественно терскими казаками, традиционно исповедовавшими православие.

ХХ век внес в историю края свои коррективы. В 1957 году земли Терского казачьего войска стали северной частью Чечено-Ингушской АССР. В 90-х годах прошлого века, из-за известных исторических событий, русские перестали быть в этих местах доминирующим этносом. По данным на 2008 год, в Наурском районе республики число русских составило 2773 человека, чеченцев — 49 065 человек. Девяносто один процент чеченцев и пять процентов русских. Доля русских уменьшилась в семь раз.

Терек, воспетый и чеченцами, и русскими, стал Иорданом для 35 жителей Наурского и Шелковского районов республики. Более того, эта легендарная река еще раз вошла в историю Чечни. Массовое крещение в водах Терека — первое в истории этого края. Иеромонах Амвросий выразил надежду, что массовое крещение в водах Терека станет традиционным. К сожалению, эти надежды, наверняка, останутся лишь надеждами. Русское население республики неукоснительно стремится к нулю. Среди чеченцев же не наблюдается случаев принятия христианства, это звучит сейчас скорее как нонсенс.

А ведь исторически все могло сложиться совсем иначе. Тема статьи — забытое христианство исторической Чечни.

Самоназвание чеченцев и ингушей — вайнахи или нахи. Согласно местному преданию, нахи происходят от библейского Ноя. В течение III-I тысячелетия до нашей эры религия нахов имела определенную схожесть с культами хуррито — урартских государств. Самыми популярными были бога солнца, войны, любви, дождя и плодородия. До наших дней дошли некоторые имена древних чеченских богов: Халад, Ану, Аштати, Нанна, Кибела, Кужух. Именами древних божеств чеченцы нарекают своих детей — как мальчиков, так и девочек. Память о древнем язычестве также хранят традиционные чеченские клятвы: «клянусь золотым солнцем», «клянусь землей», «клянусь хлебом».

В XII веке христианство дошло до вайнахских земель. Оно проникло в Чечню проникло через Грузию, во время правления царицы Тамары. Грузинская христианская миссия была также возобновлением давних грузинско-вайнахских контактов, прерванных в конце II тысячелетия.

Предки нынешних горных чеченцев часто упоминаются в древних грузинских летописях, под названием дзурдзуков. По сообщениям грузинской летописи «Жизнь Картлийских царей», «Дурдзук… был самым знаменитым среди сынов Кавкаса». Так древнегрузинский летописец пытался передать положение древневайнахского этноса в системе взаимоотношений Грузии с соседними народами. Та же летопись указывает, что первый царь Грузии, Фарнаваз, женился «на деве из рода Кавкаса дурдзуков». У дзурдзуков находит приют царь Картли, Саурмаг, изгнанный своими подчиненными. «Бежал Саурмаг с матерью и пришел в страну дурдзуков к брату своей матери».

Здесь, в горах Чечни он, сам дзурдзук по матери, собирает сильное войско и возвращает с его помощью престол. «И никто не оказался в силах противостоять», — гласит летопись. За помощь, оказанную ему, Саурмаг передает своим новым союзникам обширный участок земель, раскинувшийся от Сванетии до Дагестана, где поселилась большая часть пришедших с ним горцев-вайнахов.

Так передает летописец это: «…посадил в Мтиулети, от Дидоэти до Эгриси, которая есть Сванети…». Во II тысячелетии отношения между царством Картли и вайнахами ухудшаются. Грузинская сторона закрывает горные перевалы системой укреплений.

В Ассиновском ущелье сохранились три древнейших в Чечне христианских храма: Тхаба-Ерда, Алби-Ерда и Таргимский. Похожие храмы и церкви, согласно преданиям, были и в других местах горной части Чечни. Самым большим был храм Тхаба-ерда. Его площадь превышает 100 квадратных метров. В храме обнаружена каменная купель для крещения, а под полом и у стен богатые христианские захоронения. Этот памятник христианства специалисты датируют 10-м веком нашей эры. Его строили грузинские зодчие, замыслив как крупнейшую из церквей на центральном Кавказе.

Историк М. Б. Мужухоев предположил, что грузинские зодчие строили Тхаба-Ерда на месте святилища вайнахского божества Тхаба. В XII веке возле храма были построены еще две церкви. Археологи нашли в окрестностях Тхаба — Ерда большое количество христианских крестов. Есть еще один интересный факт. Слово «крест» на чеченском звучит как «жаар». Это слово созвучно грузинскому слову «джвари», также обозначающему крест.

На территории Чечни в разное время были найдены фрагменты пергаментных рукописей. Эти пергаменты оказались списками грузинской Псалтири. Одна из таких псалтирей была обнаружена в конце XIX века. Она хранилась в храме Тхаба-Ерда. Другая была найдена в святилище Маго-Ерда, в горной Ингушетии. Кроме того, некоторые дни недели у чеченцев до сих пор называются словами из грузинского христианского календаря. Это — понедельник, пятница, суббота и воскресенье. Под влиянием христианской религии в нахских общинах появились такие имена, как Адам и Хава (Ева). Мнение спорное, но заслуживающее внимания.

В период христианизации на территории современной Чечни местными мастерами были сооружены святилища, посвященные местным святым, схожим с известными христианскими. Таков, например, храм Тамышь-Ерда, в честь святого, воплотившего в себе некоторые черты святого Георгия. Архитектура этих храмов несет влияние христианского зодчества, характерного для Грузии.

В XIII веке грузинское государство пало под натиском войск Чингисхана. Грузинская христианская миссия среди вайнахов надолго прекратилась. Нашествие монголо-татар пагубно отразилось и на культурной жизни самих чеченцев. Монгольские посты закрыли им доступ к внешнему миру. Храмы, воздвигнутые грузинскими зодчими, были брошены на произвол судьбы. Вайнахи вернулись к язычеству. В связи с этим, некоторые христианские храмы были «переоборудованы» для языческих ритуальных нужд.

Дальнейшая жизнь вайнахов протекала в языческом русле. Приблизительно в XV-XVI веках миссионеры из Кумыкии принесли на вайнахскую землю ислам. В XVIII веке практически все тейпы исторической Ичкерии стали исповедовать религию Мухаммеда.

Несмотря на это, надолго забытый христианский пласт давал о себе знать очень долго. В 1770 году, во время военной кампании генерала Медема, русские в районе Верхней Сунжи отмечали сочетание христианских и языческих обрядов. Есть мнение, что христианство наложило свой отпечаток и на вайнахский адат. Эта система обычного права бытует на Кавказе и по сей день.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Что будет если чеченец примет христианство

Кавказ стал одним из первых регионов Земли, который был охвачен проповедью учения Христа. Здесь раньше, чем где бы то ни было, христианство утверждается в качестве государственной религии. В 314 (или 301) году при царе Тиридате III становится христианской Армения, в 337-м – Иверия (Восточная Грузия) при царе Мириане III. После 371 г. крестится Урнайр, царь Кавказской Албании.

Власть иверских и албанских царей простиралась на склоны Большого Кавказа, где жили древние вайнахи (предки чеченцев и ингушей). Происходила там и проповедь христианства.

Проповедь христианства на Восточном Кавказе

Большую роль в распространении Христова учения на Восточном Кавказе сыграла церковь Кавказской Албании. Церковная традиция связывает первую проповедь христианства здесь с именем апостола из двенадцати Варфоломея. По легендам, апостол Варфоломей был мученически умерщвлён (с него живьём содрали кожу) в городе Альбаны, под которым большинство исследователей понимают некое место в Кавказской Албании. До 1937 года в Баку стояла православная церковь на месте древней базилики, где, по преданию, и был когда-то умучен св. Варфоломей.

Также в Албании проповедовал Елисей, ученик апостола из семидесяти Фаддея. Елисей является местночтимым святым в удинских церквях Армяно-григорианской церкви. Удины – народ Дагестана, являющийся прямым потомком кавказских албанов и сохранивший христианскую веру с тех древних времён.

По традиции, крестителем Кавказской Албании считается первый католикос армян равноапостольный Григорий Просветитель. Он обратил в христианство царя албанов Урнайра. Историки считают эту традицию анахроничной – Урнайр правил во второй половине IV века и в 371 году был ещё язычником, а Григорий Просветитель скончался в 326 году. Не был он крещён и внуком равноапостольного Григория – св. Григорисом Албанским, принявшим посвящение от своего деда. Григорис стал первым епископом Албанской церкви, но принял мученическую смерть ещё до правления Урнайра. Однако его проповедь пустила глубокие корни, и в конце IV века в Кавказской Албании существовала мощная христианская община, которая в итоге и способствовала крещению правителей страны.

Албанская церковь была дочерней по отношению к Армянской, но вскоре стала автокефальной. В 451 году обе они отвергли решения IV Вселенского (Халкидонского) собора, осудившего монофизитство (учение о единой – Божественной – природе Христа).

Власть Албании и юрисдикция её церкви распространялась на значительную часть Горного и Приморского Дагестана. С середины VII века Кавказская Албания стала подвергаться частым нападениям арабов и исламизации. В IX веке это государство исчезает со страниц хроник. Многие христиане бежали от преследований в горы Северного Кавказа.

Укрепление христианства в Чечне и Ингушетии

Историки обычно называют началом проповеди христианства среди вайнахов VIII век и указывают, что она шла со стороны Абхазского и Грузинского царств, находившихся в тесном союзе с Византийской империей. Однако, как мы показали выше, предки чеченцев и ингушей могли познакомиться с христианством значительно раньше – из Кавказской Албании. Под влиянием новой волны проповедничества среди вайнахов утвердилась православная версия христианства вместо первоначальной – монофизитской.

Недавно учёные установили, что древнейший сохранившийся до наших дней памятник христианства в Ингушетии – храм Алби-Ерды – был построен ещё в VII веке, то есть на три века раньше, чем считалось. Если так, то время его возведения совпадает со временем начала разорения Кавказской Албании арабами.

В эпоху, когда Закавказье подпало в той или иной мере под власть мусульман, а Северный Кавказ стал ареной борьбы между арабами и хазарами, глухие ущелья Кавказских гор становились убежищами для многих христиан с равнин. Когда мощь Арабского халифата стала ослабевать, и он начал терять территории на Кавказе, вновь укрепились христианские государства региона. Большую роль при царе Давиде IV Строителе (1089-1125) стало играть Грузинское царство. Давид Строитель, кстати, отбил у мусульман Тбилиси и перенёс туда столицу Грузии.

Грузия последовательно усиливает свои позиции на Северном Кавказе. Царица Тамара (1166-1213) укрепляет там положение церкви. В 1318 году грузинский патриарх-католикос Евфимий III посетил приходы в землях вайнахов и аварцев – первая известная поездка грузинского первоиерарха в Чечню, Ингушетию и Горный Дагестан. Население этих стран в то время было в подавляющем большинстве формально православным, хотя и сохраняло многие пережитки язычества, которые пыталось извести духовенство.

О господстве христианства в тот период в вайнахских землях свидетельствуют остатки многочисленных древних христианских храмов в Ингушетии. Кроме упомянутого, это Тхаба-Ерды (лучше всех сохранившийся), Таргим, Долте и другие. Как правило, вайнахи строили христианские храмы на месте бывших языческих святилищ.

Расцвет и упадок христианства в Чечне и Ингушетии

С VIII века точно, а возможно и ранее, большинство вайнахов исповедовало веру Христову. В XIV веке с православной церковью у них начал бороться католицизм, чьё влияние стало возможным благодаря Золотой Орде, которой были подчинены равнины Северного Кавказа. Побережье Чёрного моря усеяли колонии генуэзских купцов, и проповедь католических миссионеров оттуда достигла вершин Кавказа. Вероятно, спор между православием и католицизмом поколебал уверенность вайнахов в правоте христианства.

Закат христианства был связан с принятием ислама Золотой Ордой, походами среднеазиатского завоевателя Тимура и распространением власти Османской империи в Закавказье. Большинство вайнахов возвращается к язычеству. XVII век характеризуется частичным возрождением христианства в регионе в связи с кратковременным усилением Грузии. Но всё более прочные позиции у вайнахов завоёвывает ислам.

Тем не менее, христианские общины и многие храмы продолжали действовать вплоть до середины XIX века, почти до перехода региона под власть России. Богослужение велось по книгам, написанным на древнегрузинском языке. Отсутствие находок армянской церковной письменности и граффити у вайнахов не позволяет многим исследователям пока говорить о том, что христианство было принесено сюда из Кавказской Албании ранее VIII века.

Полное же искоренение христианства (как и язычества) у вайнахов предпринял имам Шамиль в середине XIX века в целях достижения морально-политического единства своего государства в войне с Россией.

Православная Чечня: «Мама, почему я ношу крестик? Почему я один?»

26 декабря решением Святейшего Синода Русской Православной Церкви в пределах Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики образована Махачкалинская епархия, выделенная из состава Владикавказской епархии. Какое оно — Православие в Чечне?

Специальный корреспондент Валерий Богатов ПРАВМИРа побывал в столице Чечни и пообщался со священником Григорием Куценко. Отец Григорий — настоятель единственного православного храма в Грозном — Архангела Михаила, благочинный Грозненского округа.

Не ожидал увидеть того, что я увидел

В конце 2009 года архиепископ Владикавказский и Махачкалийский Феофан благословил меня на несение пастырского служения в Храме Архангела Михаила Грозного штатным священником. Конечно же, когда я ехал сюда – то не ожидал увидеть того, что я увидел…

Я въезжал в город поздно вечером. Было достаточно темно и я подумал, что может быть это и не Грозный? Может быть, это в совершенно другое место меня везут?

Священник Григорий Куценко. Фото Валерия Богатова

При всем внешнем благолепии — очень мало православных. Поэтому главная задача, поставленная передо мной владыкой Феофаном, — катехизация. Чтобы у людей появилась возможность жить по-христиански!

Я думал, что ко мне будет презрительное отношение со стороны мусульман. Не замечаю. Если и есть какие-то инциденты – то незначительные. В общественном транспорте люди относятся достаточно уважительно и даже радуются тому, что появился православный священник, которому можно вопрос задать.

Бывает, иду по улице, и ко мне подходит человек: «А можно у вас спросить…». Подходит мусульманин и интересуется христианством. Я, конечно же, ему с радостью отвечаю. Бывает, что приходят в храм чеченцы и спрашивают: «А вот у вас есть Праздник Обрезания Господня, а что он значит? Есть ли в этом некая связь с тем, что у нас есть ритуал такой?»

Как я могу оставить свою паству?

Храм Архангела Михаила в Грозном. Фото Валерия Богатова

Наш храм, храм Архангела Михаила, был основан в 1892 году. В советское время храм не закрывался. Штат священников здесь в советское время, представьте себе, состоял из пяти человек!

Накануне войны, некоторые священники начали уезжать. Во время первой кампании остался только священник – отец Анатолий Чистоусов, который был похищен и умерщвлён в застенках дудаевскими боевиками. Он проявил послушание абсолютное, даже до смерти. Когда Митрополит Гедеон предложил ему ехать сюда, он, конечно же, мог отказаться.

Он знал, куда едет, был военным человеком, преподавал в свое время в ставропольском Высшем Военно-Инженерном Училище Связи. И он поехал.

Его остановили во время поездки в Ставрополь, в Андреевский Кафедральный Собор. Его машину остановили и ограбили, забрали все деньги, которые были необходимы для приобретения церковной утвари. После этого Митрополит Гедеон предложил ему остаться, не ехать.

Но отец Анатолий вернулся: «Как я могу оставить свою паству?», — сказал он.

Возвращение к пастве стало Голгофой. Он скончался мученически.

Остались матушка и двое детей. Мы с ними сейчас поддерживаем отношения. А отец Анатолий не оставил нас своим молитвенным покровом.

Наш храм пострадал во время первой войны, во время второй войны пострадал еще больше. Исчезло много икон, литературы, священнических облачений.

А в 2004–2006 году началось восстановление храма — его начали возводить на старом фундаменте. В 2006 году храм был открыт, К 2009 году, по указанию главы республики, храм был обновлен, купола были позолочены, а стены были выкрашены в белый цвет. Расписывала храм группа иконописцев из Ставрополья. Весной 2009 года храм был освящен и началась его новейшая история.

Руководство республики обещало восстановить при храме гостиничный комплекс.

Пока он не восстановлен и это обстоятельство тормозит развитие полноценной духовной жизни в Грозном, да и вообще по всей Чечне. Люди из разных уголков республики приезжают в Грозный помолиться у нас. Пока, к сожалению, мы не имеем возможности их достойно принимать.

По вам будут судить обо всем христианстве

Я своим прихожанам говорю: «По вам, по вашему поведению, будут судить обо всем христианстве вообще. По вашему внешнему виду, по тому, как вы говорите, по тому как вы ведете себя на людях и дома. Своим присутствием надо проповедовать веру Христову».

Трапеза. Фото Валерия Богатова

Основной костяк прихода – это пенсионеры. Они в меру своих сил стараются приложить усилия, чтобы приходская жизнь менялась в лучшую сторону.

Радостно, что появляются и молодые люди. Некоторые жили здесь раньше, кто-то тут работает или служит по контракту. А в этом году один молодой человек из Грозного впервые за двадцать с лишним лет поступил в духовное учебное заведение — Владикавказское Духовное Училище.

Мама, а почему я ношу крестик? Почему я один?

Стали появляться дети в храме. И мы начали строить на территории храма детскую площадку.

Фото Валерия Богатова

Детям же тяжело: стоять, не пошалишь. А если у нас будет детская площадка – дети смогут поиграть и друг с другом познакомиться. Живя в разных уголках Грозного, они могут познакомиться только тут. Это поможет им осознать, что они не одни.

Одна мама рассказывала как, возвращаясь из детского сада, ребенок спрашивает: «Мама, а почему я не читаю Коран? Мама, а почему я не молюсь, как они молятся? Мама, а почему я ношу крестик? Почему я один?»

Предки современных чеченцев – христиане?

В Итум-Калийском районе, по свидетельствам отдельных военных, с которыми мне приходилось общаться, находились каменные кресты или пещеры наподобие келий, которые указывают на то, что здесь христианство присутствовало изначально.

На границе Ингушетии и Чечни есть развалины, которые похожи на разрушенные храмы.

А после начала Кавказской войны народ, который воевал с царской Россией, конечно же, вынужден был определиться… Раз царь – православный, то я не буду православным, я буду мусульманином;. Принимали ислам в большом количестве — XVII-XIX века – время исламизации Чечни. Мне кажется, что ключевую роль, сыграла именно та война.

Были отдельные тейпы, которые, как я слышал, были православными — Тейп Гуной, например. Их называли свиноедами. Они не считали себя мусульманами, ели свинину, некоторые из них были православными. Некоторые вступали в браки с казаками и это позволяло им приобщаться к христианской культуре.

От отдельных чеченцев я не раз слышал: «Наши предки, действительно были христианами, бесспорно».

С чего начался конфликт?

Началось все, наверное, с того, когда представители СМИ начали вспоминать события, которые происходили в XIX веке во время Кавказской Войны. Они и сейчас продолжают эту деятельность – берут эту рану и теребят ее.

Конечно же, репрессии. Сталинское выселение чеченцев, ингушей, кабардинцев сегодня серьезно вспоминают, с большой болью. Человек с детских лет слышит о том, что его права или права его родителей были сильно ущемлены.

Учитывая кавказский менталитет, мы можем говорить о том, что на этом сыграли силы, которые были заинтересованы в том, чтобы расколоть и раздробить могучий Советский Союз, который представлял из себя серьезную угрозу, для Запада в частности. Силы сработали.

Но повторюсь — в данный момент, я не замечаю никакой неприязни к русскому населению.

Город фонтанов

Нынешний Грозный — великолепный город.

Грозный сегодня. Фото Валерия Богатова

Город фонтанов. Надеемся, что и на территории и нашего храма появится в ближайшее время хотя бы один фонтан. В этом году на территории нашего храма был высажен сад. Мы надеемся, что это доброе начало послужит к дальнейшему озеленению нашего города, который превратится в такой фруктовый рай.

В городе идет активное жилищное строительство. Правда, цены высокие, даже люди, имеющие средний достаток, не могут себе позволить приобрести жилье.

Наш дом – город Грозный

Фото Валерия Богатова

Упорядоченной программы, которая бы позволяла русскоязычному населению возвращаться нет. Насколько я знаком с ситуацией, нет материальной базы для этого. Люди, которые возвращаются – они приехали, посмотрели, работы здесь и так нет.

Примерно половина местного населения не работает. Они и рады были бы заниматься какой-то трудовой деятельностью, но нет рабочих мест.

Некоторые из тех, кто проходит здесь воинскую службу, готовы были бы здесь остаться, безусловно, при условии, если бы была какая-то программа, которая помогла бы им решить проблемы с жильем, оно же восстанавливается.

Пасхальная радость

Очень радостно и приятно мне было увидеть в этом году православных людей, которые накануне Пасхи приехали к нам в храм. Помолившись в этом храме, в котором кто-то из них был крещен, кто-то венчан, кто-то крестил своих детей, они пришли на кладбище, на места, где были захоронены их родные и близкие, чтобы привести их в должный вид.

Радостно было то, что Сайпутдин (Сайпутдин Гутчигов – руководитель общественной организации «Наш дом – город Грозный» — прим. В. Б.) очень помог — он — мусульманин и знал, что на Пасху у христиан не принято ходить на кладбище .

Отец Григорий Куценко и Сайпутдин Гутчигов. Фото Валерия Богатова

Накануне Пасхи его с его помощью организовали несколько поездок на кладбище, чтобы привести могилы в должный вид, а Радоницу уже посетить убранные могилы родных. Он сам помогал находить могилы их родных и близких, потому что кладбища города Грозного занимают громадные пространства.

Кладбища превратились в лес. Усилиями местной администрации, усилиями мэрии там вырубаются деревья, что бы люди могли хотя бы войти на кладбища, но, конечно же, этих усилий недостаточно.

В ближайшее время мы надеемся создать сайт грозненского благочиния или нашего храма, чтобы можно было как-то контактировать с теми людьми, которые хотели бы приехать сюда.

Sunny Lady