Что будет с теми кто не примет христа

Правда ли, что человек, не уверовавший во Христа, не будет спасён?

Вопрос задан:
30 августа 2018

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Отвечая на Ваш первый вопрос, скажу: да, человек, не уверовавший во Христа, не может быть очищен от последствий первородного греха (естественно, под словом «вера» подразумевается не рациональное признание историчности Иисуса и Его Искупительного подвига, но усвоение себе, через правильную духовную жизнь и участие в Евхаристии, плодов Его Жертвы). Логика здесь проста: Христос – Врач, всё человечество – больные. Если больной не чувствует своей болезни, или, чувствуя, не хочет призвать Врача, воспользоваться Лекарством, Им предложенным, он так и останется болен. По этому поводу, Сам Спаситель говорит: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3: 36).

Теперь по поводу второго вопроса о возможности спасения Сократа. Православная Церковь содержит учение о том, что в момент Крестной смерти, Христос Своей человеческой душой, соединённой с Божеством, сошёл во ад, разрушил его, и вывел оттуда в Горнее Царство всех, кто принял Его благовестие и уверовал в Него. Вот как об этом пишет апостол Пётр: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Пет.3: 18-20).

Преп. Иоанн Дамаскин следующим образом комментирует этот текст: «Некоторые говорят, что Христос вывел из ада только веровавших, каковы суть отцы и пророки, судьи, а вместе с ними цари, местные начальники и некоторые другие из народа еврейского – немногочисленные и известные всем. Мы же на это ответим думающим так, что нет ничего незаслуженного, ничего чудесного и ничего странного в том, чтобы Христу спасти уверовавших, ибо Он остается только справедливым Судией, и всякий уверовавший в Него не погибнет. Так что и должно было им всем спастись и разрешиться от уз ада сошествием Бога и Владыки – что и произошло по Его Промыслу. Теми же, кто только по человеколюбию Божию спаслись, были, как думаю, все, которые имели чистейшую жизнь и совершали всевозможные добрые дела, живя скромно, воздержно и целомудренно, но веры чистой и божественной не восприняли, потому что не были наставлены в ней и остались вовсе не наученными. Их-то Управитель и Владыка всех привлек (в аду), уловил божественными сетями и убедил их уверовать в Него, воссияв им божественными лучами и показав им свет истинный» (О скончавшихся в вере (PG 95, 257 AC). Цит. по: Игумен Иларион (Алфеев). Христос победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб., 2001. С. 325).

А вот что об античных философах пишет св. Иустин Мученик: «Мы научены, что Христос есть перворождённый Бога, и мы выше объявили, что Он есть Слово, Которому причастен весь род человеческий. Те, которые жили согласно с Словом, суть христиане, хотя бы считались за безбожников: таковы между эллинами – Сократ и Гераклит и им подобные, а из варваров – Авраам, Анания, Азария и Мисаил, и Илия и многие другие» [Св. Иустин Философ. Соч. Апология 1, § 46. М. 1892 (переизд. 1995)]. В другом месте он говорит: «Поскольку те, которые делали всеобщее, естественное и вечное добро, приятны Богу, то и они, подобно прежде их жившим праведникам Ною, Еноху, Иакову и другим, во время воскресения спасутся через Христа нашего вместе с теми, которые этого Христа признали Сыном Божьим» [Св. Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем, § 45].

Подводя итог вышесказанному можно говорить, что из ветхозаветного человечества, не принадлежавшего к народу Израильскому, были выведены Христом из ада и спаслись те, кто «которые имели чистейшую жизнь и совершали всевозможные добрые дела, живя скромно, воздержно и целомудренно, но веры чистой и божественной не восприняли», как учит преп. Иоанн Дамаскин. Таковые были «христианами до Христа», — говорит святой Иустин Философ.

На главную страницу Задать свой вопрос священнику

Попадут ли все, кто не верит во Христа, в ад?

Вопрос читателя:

Добрый день. Меня зовут Мурад, я родился и вырос в Баку. Сейчас мне 26 лет. Недавно я встретился со Христом в своей жизни и принял Его как своего спасителя и наставника. Меня мучает один вопрос: попадут ли все, кто не верит во Христа, в ад? Иисус говорил, что никто не увидит Царства Небесного, если не будет следовать за Ним. Я пытаюсь проповедовать своим родным и близким как можно чаще, но это сложно. Они тоже верят в Бога, но по мусульманским понятиям.

Что будет с людьми, которые верят в Единого Бога, но не познали Христа? Попадут ли они в ад, даже если они прожили хорошую жизнь и совершали намного больше хороших дел, нежели грешили? Да, я знаю, мы не в состоянии смыть наши грехи сами, ибо понятия «хорошее» и «плохое» определяются самим Господом. Но все же, могут ли эти люди надеяться на Его милость и благодать? Будут ли они прощены во время суда, или же суд будет чтобы просто осудить их словом Христа и послать в вечную смерть? Как по-вашему, Господь может дать шанс людям, которые жили в заблуждении всю свою жизнь ввиду их культуры и религии? Получается, что все буддисты, мусульмане, иудеи и атеисты в любом случае обречены на муки?

Прошу Вас дать мне честный, по вашему мнению, ответ, а не чтобы успокоить меня. В любом случае, я не перестану проповедовать. Хорошего вам дня и благословений.

Отвечает священник Павел Тайченачев:

Мурад, Вы оказались в ситуации первых апостолов, учеников Христовых. Следуя за Господом, присоединясь к Церкви, они так же противопоставили себя обычаям своего племени, своей семьи.

Именно об этой ситуации Господь сказал:

«. так всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня».

Что касается того, кто и куда попадет после смерти – это открытый вопрос.

Можно привести массу разных цитат, вроде такой: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3.5), да Вы и сами знаете эти цитаты. Но ситуация не так однозначна.

Например, по учению Церкви, после воскресения Христова первым в рай вошёл разбойник. А ведь он не был крещён, хоть и исповедовал Христа Господом.

Очень подробно Ваш вопрос исследуется в лекциях наших признанных богословов А.И. Осипова, священника Даниила Сысоева, священника Георгия Максимова.

Общая позиция Церкви на данную проблему такова: на Суде Божием некрещеные будут судимы судом своей совести.

Что будет с теми кто не примет христа

«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».

Евангелие от Луки 2:1-7

Путь из Назарета в Вифлеем был не близкий – около ста тридцати километров по горным дорогам. Мария с Иосифом порядком устали, ведь им пришлось проделать этот путь не в уютном купе поезда и не в собственном автомобиле. Таких благ современной цивилизации древний мир еще не знал. Святая чета добиралась до города на ослике. К тому же для Марии путь был тяжел вдвойне: она находилась на завершающем этапе беременности. Конечно, она мечтала об отдыхе в какой-нибудь Вифлеемской гостинице. Однако Иосифа и Марию ожидало горькое разочарование: им отказали в ночлеге. Женская память цепко хранит затронувшие ее события. Пятьдесят лет спустя она расскажет евангелисту Луке о пережитом потрясении: Бог пришёл в сотворенный Им мир, а мир отказался Его принять! Это в миллионы раз ужаснее ситуации, когда перед вами захлопнули бы двери вашего собственного дома!

I. Почему люди не принимают Христа?

Нетрудно предположить, почему хозяин гостиницы отказался приютить святую чету. Подобные мотивы типичны и для людей супертехнологичного ХХI века.

1. Не выгодно!

Вполне вероятно, хозяин гостиницы посмотрел на Марию и Иосифа, на их натруженные руки, поношенную одежду, и сразу понял, что много с них не возьмешь. И действительно, родители Иисуса были очень бедны. Евангелист Лука сообщает, что через 40 дней после рождения Младенца они принесли его в храм, чтобы посвятить Господу на служение и очиститься. По иудейскому закону за очищение нужно было пожертвовать Богу ягнёнка, а в случае крайней бедности — пару голубей. Мария и Иосиф при всей своей самоотверженной любви к Богу смогли принести самую скромную жертву. Стоит ли удивляться, что прямо с порога наметанный глаз хозяина гостиницы мигом определил невыгодных постояльцев, и рука бестрепетно указала им на дверь?

Не так ли поступают сегодня миллионы людей? Вот если бы Иисус Христос сделал их знаменитыми на весь мир, или богатыми, или здоровыми, вот если бы Он дал им неотразимых женихов и невест, здоровеньких «вундер»-«киндеров», тогда бы они поспешили принять Его. Но Христос не осыпает верующих материальными благами. И тогда прагматичный ум задает роковой вопрос: «Какая польза быть христианином»?

Но разве мало Бог дает Своим детям?! Его дары невозможно купить ни за какие деньги: смысл жизни, общение с Ним, радость прощения грехов, чистую совесть, семейное счастье, здоровье, успех в делах. Иисус сказал, что и волосы на голове у верующих сочтены Богом, и ни один из них не упадет на землю без Его воли. Пророк Давид писал: «Я был молод и состарился и не видел праведника оставленным и потомков его просящими хлеба». (Псалом 36, стих 26) Бог всегда заботился о своих детях. А люди пренебрегают его дарами или принимают их как должное, и потому закрывают перед Ним двери! Если бы они узнали, как много это значит – быть сыном небесного царя и наследником вечной жизни!

У известного западного эстрадного певца Виктора Клименко было 8 золотых и 12 платиновых дисков, концерты приносили ему материальный достаток. Президенты многих стран здоровались с ним за руку, Имея все жизненные блага, он, тем не менее, не знал мира в сердце и подлинной радости. Физические удовольствия не могли заполнить пустоту больной души. И это доставляло ему невыразимые моральные мучения. Он даже пытался покончить с собой. Молитва покаяния спасла ему жизнь. Бог дал ему то, что не могли дать деньги и связи, – покой душе. Воистину, не в деньгах счастье!

2. Уже все занято!

Возможно, хозяин гостиницы не принял Марию с Иосифом, потому что все номера были уже заняты, и он не счел нужным попросить кого-либо уступить свое место молодоженам.

Очень многие люди отказывают Иисусу Христу по той же причине! Они предоставили в своих сердцах место и время другим постояльцам. Вот имена некоторых из них… Успешный Бизнес. Блестящее Образование. Головокружительная Карьера. Приятная музыка. Гипнотизирующий Телевизор. Тонизирующий Спорт. Мерзкий Алкоголь. Всесильные Наркотики. Увлекательная Рыбалка. Интригующие Сплетни. Горькая Обида. Черная Зависть. Убийственная Ненависть. Беспросветное Уныние. Злая Ожесточенность. Удобная Религия. Бело-Черный Оккультизм. Безумный Атеизм. Вы с ними хорошо знакомы? Кто-то из них «прописался» в вашем сердце? Вот почему вы противитесь Господу Богу!

Однажды молодая девушка, затронутая призывом предоставить место Иисусу Христу, призналась со слезами: «Я не хочу предоставить Ему место, потому что люблю мир и его удовольствия». Прошло много лет с тех пор, но я ее больше так и не видел в церкви. Как найдется место Христу в занятом грехом сердце.

3. Слишком хлопотно!

Возможно, хозяин гостиницы не захотел побеспокоить себя и своих постояльцев. Невооруженным глазом было видно, что женщине предстоит скоро родить, а, значит, покой граждан будет нарушен криком роженицы и плачем младенца. Состоятельные клиенты этого не потерпят и покинут гостиницу.

Подобный мотив отказа Христу не канул в Лету. Мы точно так же не желаем причинять себе забот, которые угрожают круто изменить привычный ход жизни. Особенно мы противимся всему новому в духовной сфере. Быть христианином — значит посвящать время молитве, Библии, проводить воскресный день в Церкви, отказаться от курения, употребления алкоголя, вести чистую семейную жизнь без всяких похождений «на сторону». «Сколько же с этим новым образом жизни свалится на меня хлопот, — думает грешник, — не лучше ли мне без них? Не сочтут ли меня родственники и друзья за сумасшедшего?» Так и поныне закрывают люди дверь сердца для Иисуса Христа.

А между тем больше всего хлопот доставляет греховная жизнь. Мудрый Соломон пишет: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать [вина] приправленного» (Прит.23:29,30). По правде сказать, верующий человек избавлен от многих хлопот: он не рыщет с утра в похмельном угаре в поисках спиртного, он не корчится в агонии наркотической ломки. Он не трясется с утра до ночи над своим «божком»-богатством, не замечая, как мимо проходит вся жизнь. Он занят самым нужным делом – служением Богу. Кто этим пренебрегает, будет гоняться за ветром и пылью. Евангелие повествует, как состоятельный предприниматель отказался последовать совету Христа продать свое имение и следовать за Ним. Он был как цепями повязан привычкой к комфорту и общественному статусу, которые стали для него дороже вечной жизни И важно отметить: избавившись от заботы стяжать небесные блага, молодой богач не испытал облегчения – он отошел от Христа с огромной печалью. Жить ему стало нисколько не проще!

4. Не хочу, и все!

И не надо долго думать над причиной отказа. «Мне не хочется их принимать. Почему – сам не знаю. Просто не хочу!» — мог рассуждать безымянный хозяин гостиницы.

На мой взгляд, это наиболее распространенная причина отказа Христу. На этот грех Христос указал жителям Иерусалима: «Вы не захотели». Люди «милостиво» допускают, что Бог существует… где-то там, далеко за пределами их жизни. Они без всякой на то причины игнорируют Его если не теоретически, то практически. Но разве это честно: отвергать Бога, зато принимать Его дары – солнце, воздух, воду, пищу и т.д. Было бы честней сразу отправиться туда, где нет ни Бога, ни Его даров – в ад. Однако грешники стремятся взять от жизни (а на самом деле от Бога) все что можно. Так поступают только грабители!

Мы ответственны за наше желание покориться Христу. Оно, в первую очередь, является выбором нашего разума и воли. По утрам нам не хочется вылезать из теплой постели, но мы встаем и идем на работу, потому что это наш долг. Ни один здравомыслящий человек не горит желанием оказаться под ножом хирурга, но, понимая серьезность своей болезни, соглашается на операцию. Тем более, следует превозмогать свою духовную инертность и устремляться искать Бога всем сердцем! Христос никогда не поощрял пассивность: «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лук.11:9,10).

II . Последствия непринятия Христа

Услышав отказ от содержателя гостиницы, Мария с Иосифом пошли искать себе другое место. Бог их не оставил, они нашли пристанище в хлеву, где и родился Спаситель мира Христос. Младенец был положен в ясли — кормушку для скота. Отсюда происходит название всем известного детского учреждения – «ясли». В хлеву не было никаких удобств для молодой матери с Новорожденным, но там было теплее, чем на улице. Было и еще одно преимущество — бесплатное проживание. Это звучит горько, но так уж получилось: бессловесные обитатели хлева встретили пришедшего в мир Спасителя гостеприимнее, чем люди…

Теперь Вифлеемская пещера – одна из мировых святынь. Над ней воздвигнут великолепный храм. Каждый год на Рождество к ней прикованы объективы камер ведущих телекомпаний мира. Тысячи людей приезжают в Вифлеем, чтобы в посетить место, где родился Христос и помолиться там. А ведь этой всемирной славы могла бы удостоиться одна из вифлеемских гостиниц!

Невероятно много потерял хозяин, закрывший дверь перед Иисусом Христом и Его родителями в ту рождественскую ночь! Увы! не ему явились блистающие Ангелы с вестью о родившемся Спасителе, не для него звучала сладостная и ликующая песнь небесного хора, не его гостиница стала славным и святым местом для миллионов паломников. Придет день, когда ангелы огласят на Вселенском суде имя владельца гостиницы, к которому некогда просились на ночлег Иосиф и Мария! Как будет ему стыдно и горько тогда!

Тот, кто отказался принять Христа в свою жизнь, лишается великой чести быть и называться сыном Божиим. Такой человек избирает себе вечный позор и вечную разлуку с Богом. Неужели среди подлых и злых обитателей ада окажетесь и вы?! Неужели вы собираетесь всю неизмеримую во времени вечность проводить в кромешной тьме, плаче и невыразимых муках совести? Это, по крайней мере, безрассудно! У вас есть иная возможность – принять Христа в свое сердце. Это вас спасет и прославит! Ведь всякий, кто искренне просит Иисуса Христа войти в сердце и очистить его от всех греховных скверн, неизменно переживет радость прощения грехов и усыновление Богом. Библия говорит: «А тем, которые приняли Его (Иисуса Христа), верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими» (Иоанна 1,12). Да поможет вам Господь принять правильное решение – позволить Христу поселиться в вашем сердце!

Без Христа спасенья нет

Иисус Христос… есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения.

Воскресение Христово. Византийская миниатюра

К сожалению, до сих пор встречаются люди, которые, называя себя православными христианами, всерьез полагают, что возможно спасение, то есть вхождение в Царствие Небесное, для нехристиан. По их мнению, и те, кто не верит во Христа, если совершает хорошие дела, тоже может спастись.

Подобные взгляды не новы, они были известны и ранее. Опровержению этого заблуждения еще в позапрошлом веке посвятил свое письмо святитель Игнатий (Брянчанинов), из которого мы приведем лишь несколько фраз, хотя оно достойно прочтения целиком:

«Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство! Вопрос, предложенный вами, теперь предлагается сряду. “Отчего не спастись, – пишите вы, – язычникам, магометанам и так называемым еретикам? Между ними есть предобрые люди. Погубить этих добрейших людей было бы противно милосердию Божию. Считать себя спасенными, а членов прочих верований погибшими – это и безумно, и крайне гордо!”

Постараюсь отвечать вам в немногих по возможности словах. Вот истинное учение об этом предмете, учение Святой Вселенской Церкви: спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцов… Чтоб восстановить общение человека с Богом, иначе для спасения, необходимо было искупление… Все добрые дела человеческие немощные, нисходившие во ад, заменены одним могущественным добрым делом – верой в Господа нашего Иисуса Христа…

Напрасно же ошибочно вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, то есть вступят в общение с Богом! Напрасно вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви – и ветхозаветной, и новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения – Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад…

Признающий возможность спасения без веры во Христа отрекается от Христа и, может быть, невольно впадает в тяжкий грех богохульства» [1] .

Это письмо святителя довольно известно, хотя, к сожалению, не так широко, как хотелось бы. Мне доводилось в беседах приводить его сторонникам мнения о том, что неправославные могут спастись; их реакция была предсказуемой: собеседники старались объявить это «личным мнением святителя Игнатия, а не учением Церкви», с которым они отождествляли собственные взгляды, прямо противоположные словам святителя.

Это, надо сказать, вообще характерно для современного модернистского сознания – объявлять «частным мнением» в учении Православной Церкви все, что противоречит частному мнению самого модерниста.

Однако сами слова святителя Игнатия говорят о том, что он в своем письме излагает не личное мнение, а именно учение Православной Церкви. А кроме того, если мы обратимся к другим святым отцам, то найдем и у них изложение той же самой истины.

Вот, например, святитель Тихон Задонский свидетельствует: «Никто не может оправдаться перед Богом и спастись без Христа и помимо Христа, но только – верою во Христа… Ибо никто не может от диавола, греха, проклятия законного и от ада избавиться без Христа, и это все в кратком слове Христовом заключается: “Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете” (Ин. 8: 36)» [2] .

За тысячу лет до святителя Игнатия точно такой же вопрос задавали преподобному Анастасию Синаиту: «Если кто-нибудь неверующий во Христа, например иудей или самаритянин, творит много благих дел, то войдет ли он в Царство Небесное?» И святой Анастасий дает тот же ответ:

«Поскольку Господь говорит Никодиму: “Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное” (Ин. 3: 5), то ясно, что [никто из неверующих во Христа] не войдет в [это] Царство. Однако [никто] не лишится воздаяния своего: либо [неверующий во Христа] получает свое благоденствие богатством, роскошью и прочей прелестью жизни [сей], подобно [богачу], услышавшему от Авраама: “Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей” (Лк. 16: 25), либо судьба его в будущем веке сильно отличается от судьбы не творящего [здесь] благое. Ведь как для праведников обителей много (см.: Ин. 14: 2) у Бога, так и для грешников [существует] много различных наказаний» [3] .

Итак, святой Анастасий так же, как святитель Игнатий, свидетельствует, что неверующий во Христа, не родившийся от воды и Духа, то есть не крещеный человек, не войдет после смерти в Царство Божие, хотя сделанное им добро, безусловно, не останется без воздаяния.

И преподобный Симеон Новый Богослов свидетельствует: “Великое благо есть веровать во Христа, потому что без веры во Христа невозможно спастись”» [4] .

И святитель Кирилл Иерусалимский пишет: «Тот, кто хотя бы был добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царство Небесное. Слово дерзновенно, но не мое; ибо так определил Иисус!» [5] .

И святитель Иоанн Златоуст увещает: «Слышите вы все, чуждые просвещения [крещением]: ужаснитесь, возрыдайте! Страшна эта угроза, страшно определение! Невозможно, говорит Христос, тому, кто не родится водою и духом, войти в Царствие Небесное, потому что он еще носит одежду смерти, одежду проклятия, одежду тления, еще не получил знамения Господнего, он еще не свой, а чужой; не имеет условленного в Царстве знака» [6] .

Можно было бы и далее продолжать цитировать, поскольку эту истину согласно возглашают святые отцы разных эпох и народов, но для благочестивых христиан и приведенного достаточно, а для модернистов сколько ни приводи, все будет мало.

Естественно, ведь если воспринимать слова святых отцов не как свидетельство боговидцев о единой, опытно познанной ими истине, а как «просто еще одно личное мнение», то нет особой разницы, сколько этих «личных мнений» – одно, семь или тысяча.

Для мало-мальски благочестивого христианина не может не показаться чудовищной мысль, что истина закрыта, неопределима и непознаваема, – а именно эта мысль стоит за модернистским желанием разложить все Священное Предание на «личные точки зрения давно умерших людей», а Священное Писание на «исторические точки зрения, аллегории и условности, адресованные древним, давно умершим людям». И напротив, именно эта чудовищная мысль вдохновляет тех, кому очень не хочется, чтобы истина была определима и познаваема, потому как тогда придется отказываться от своих точек зрения, противоречащих истине. Той истине, о которой Господь сказал: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32).

Освобождающая истина христианства состоит в том, что Христос пришел и уплатил великую цену ради того, чтобы даровать спасение людям, и что кроме Христова «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12).

И хотя Церковь каждый год в чине Торжества Православия с предельной ясностью провозглашает: «Непринимающим благодати искупления, проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему пред Богом — анафема!», многие модернисты упорно пытаются навести туману и представить дело так, что будто бы в этом краеугольном вопросе никакой ясности нет.

Они любят говорить о том, что, мол, было бы непростительной дерзостью предвосхищать грядущий суд Божий, утверждая, что все нехристиане не спасутся, это, мол, решить может только Бог.

Хотя, повторяя неоднократно выраженную в Священном Писании и Предании истину, мы вовсе тем самым не «дерзаем опережать Суд Божий», а, напротив, выражаем то из этого суда, что уже о нем открыл нам Бог: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16). Это не мы «дерзаем», а Христос так сказал, а Он есть Истина, и нет в Нем никакой лжи. Вера Церкви в последний суд вовсе не ограничивается одним лишь утверждением о том, что такой суд будет, но включает в себя и основные критерии, по которым он будет производиться – и главнейшим из них является сознательное принятие Христа.

Если спасение возможно без Христа, то оно, следовательно, возможно было и до Христа, а если так, то зачем приходил Христос на землю к людям, и не только приходил, но и пошел на смерть? И зачем мы Его тогда называем Спасителем, вслед за апостолами и Им Самим? Как же Он тогда сказал, что «пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19: 10), если, оказывается, человечество до Его пришествия было вовсе не погибшим, а вполне себе спасалось в нехристианских религиях?

Если Христос пришел только для того, чтобы прибавить к уже имеющейся возможности человеческого спасения какую-то новую «опцию», предложить просто некий новый, «улучшенный» вариант спасения, то Он тогда не Спаситель, а «Улучшатель». Но само имя Его в переводе означает «Спаситель», то есть само имя Иисусово обличает и опровергает тех, кто думает, что можно достичь спасения без Него.

Известно, что, искушая Христа в пустыне, сатана при этом цитировал строки Священного Писания. Объясняя этот евангельский эпизод, преподобный Ефрем Сирин пишет: «То, что ему нужно было, он взял из Писания, а что противоречило ему, то опустил. Так и еретики берут из Писания то, что нужно им для своего соблазнительного учения, и опускают то, что противоречит их заблуждению, дабы сим образом ясно показать себя учениками этого учителя» [7] .

Сторонники мнения, что будто бы без познания и принятия Христа возможно спастись, пусть бы только добрые дела человек творил, а верит ли он, не важно, пытаются приводить цитаты из Писания, якобы подтверждающие их заблуждение. В частности, указывают на слова апостолов о том, что «во всяком народе боящийся Бога… приятен Ему» (Деян. 10: 35) и что «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают… они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» (Рим. 2: 14–15).

Прежде чем разбирать этот аргумент, стоит сделать небольшое введение.

Святые отцы единогласно говорили, что нет спасения вне Христа и Его Церкви. И это не случайность, не простое «совпадение во мнениях». Святые отцы понимали, что допущение возможности спасения вне Христа и Церкви полностью обессмысливает Боговоплощение, страсти, смерть и воскресение Христа, и вообще лишает смысла само христианство.

О том же самом говорил и апостол Павел: «Если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2: 21). Апостол прямо писал, что даже исполнением ветхого закона, данного истинным Богом, невозможно достичь спасения, а вдруг теперь ему приписывают мысль, что будто бы не только те, кто почитал истинного Бога и исполнял Его закон, данный в откровении, но и те, кто почитал идолов и знать не знал о Божием откровении, тоже могут оправдаться перед Богом!

Иными словами, апостол Павел, который говорил, что «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» (1 Кор. 10: 20), и который восклицал: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор. 6: 15), по мысли модернистов, становится их единомышленником в том, что якобы в Царствии Божием будет соучастие того, кто почитал Бога, с тем, кто приносил жертвы бесам, и того, кто молился Христу, с тем, кто кланялся Велиару.

Представляется, что абсурдность подобной мысли очевидна. Естественно, что предложенное модернистами толкование апостольских слов не только противоречит святоотеческим толкованиям, но и прямо разоблачается святыми отцами, в частности преподобным Иосифом Волоцким:

«Если “во всяком народе боящийся Бога… приятен Ему” (Деян. 10: 35), то почему Петр не оставил Корнилия и его близких пребывать в их прежней вере, хотя они боялись Бога и совершали добрые дела больше всех, но повелел им креститься во имя Христа? Если бы во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде Его приятен был Ему, то почему Господь наш Иисус Христос сказал Своим святым ученикам: “Идите, проповедуйте Евангелие всем народам, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам” (Мф. 28: 19–20)? И еще сказал Господь Иисус Христос: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Мк. 16: 16)…

Великий апостол Петр сказал: “Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему” о праведниках, живших прежде воплощения Христа, Его распятия и воскресения, о тех людях среди иудеев или в других народах, кто боялся Бога и поступал по правде, кто поклонялся не идолам, но истинному Богу, как Корнилий и подобные ему. Но после воплощения Христа, Его распятия и воскресения “нет другого имени под небом… которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Господа нашего Иисуса Христа”. Господь говорит в Святом Евангелии, что тот, кто не родится от воды и Духа во имя Отца и Сына и Святого Духа, не может спастись, даже если будет праведнее всех людей. Это засвидетельствовал и апостол Петр, крестив праведного Корнилия, о котором Бог объявил апостолу… Теперь Богу приятны люди из-за их крещения и стремления к добрым делам, до воплощения Христа Богу были приятны праведники из-за страха Божиего и их праведной жизни… Очевидно, что апостол сказал эти слова о праведниках, живших до воплощения Христа, о тех, кто боялся Бога и поступал по правде, не поклонялся идолам. О них же и еще сказал Павел: “Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают… они показывают, что дело закона у них написано в сердцах” (Рим. 2: 14–15)» [8] .

Часто сторонники того заблуждения, что и без Христа можно спастись человеку, в качестве аргумента указывают на то, сколь мало православных христиан в мире, отсюда, по их мнению, следует, что нельзя говорить про спасение только искренних членов Православной Церкви, ведь иначе получится, что спасающихся очень мало, а погибающих очень много.

Но разве не о том же самом говорил Господь Иисус Христос: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7: 13–14), «много званых, но мало избранных» (Лк. 14: 24), «Не бойся, малое стадо!» (Лк. 12: 32).

С самого начала Господь обозначил ту печальную реальность, что погибающих много, а спасающихся мало. Впрочем, слава Богу, спасающихся ныне гораздо больше, чем число спасшихся в Ноевом ковчеге во время всемирного потопа, а этот ковчег, по словам святителя Филарета Московского, есть образ Церкви Христовой.

Кроме того, сторонники указанного заблуждения любят говорить о тех несчастных «простых» язычниках, мусульманах или католиках, которые будто бы «объективно» не имели возможности стать православными христианами, потому что до них не добрались еще православные миссионеры. При этом говорящие это словно бы и не знают о Промысле Божием, который показывает прямо противоположную зависимость: не потому эти «аборигены» не стали православными христианами, что до них не дошли апостолы, а потому Господь не послал к ним апостолов, что заранее знал по Своему предведению, что никто из них не послушает проповедь истины.

И это сохранение их в неведении было для них выражением милосердия Божия, ибо «раб, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк. 12: 47–48).

И напротив, если Господь видел человека, чье сердце искренне взыскует истины, пусть даже этот человек жил в народе, совершенно не знающем о Православии, Он устраивал для такого человека возможность принять Православие.

Так в XII веке Бог устроил для одного немца-католика возможность узнать о Православии, и тот, обратившись, стал известен как святой Прокопий Устюжский; в том же веке Бог дал такую возможность одному волжскому булгарину-мусульманину, и тот, обратившись, стал известен как святой Авраамий Болгарский; в следующем столетии Господь дал такую возможность одному монголу-язычнику, и тот, обратившись, стал известен как святой Петр Ордынский. Вся история Церкви полна подобными примерами.

Уместно здесь привести слова архимандрита Рафаила (Карелина), посвященные тому же вопросу: «Бог есть любовь, правда и всемогущество. Деяния Бога вызваны Его любовью, определены мудростью и исполнены могуществом; следовательно, неведение людей о Боге не может быть объяснено историческими ситуациями, так как руль истории в руке Бога. Такое объяснение было бы скорее свидетельством о детерминизировании Бога внешними ситуациями и историческими законами. Значит, неведение людей, неспособных принять истину, это тоже жалость Бога к человеку. Так Гедеон возвращает часть войска по домам, зная, что в бою эти люди обратятся в бегство» [9] .

Когда вникаешь в аргументы и утверждения тех, кто считает возможным спасение некрещеных, возникает впечатление, что они забывают не только про Божий Промысл, но и про Самого Бога.

«Хороший» человек для них это тот, кто не грешил против людей и делами оказывал им благорасположение. Тем самым он, по их мнению, становится достоин спасения.

Но ведь даже десять заповедей Моисеева закона не ограничивались перечислением обязанностей по отношению к другому человеку – самые первые из них посвящены обязанностям человека пред Богом: «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира… не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель… Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20: 2–7).

И получается, что такой тягчайший грех, как неверие в Бога, непочитание Христа, модернисты и за грех не считают. Так, мелочь какая-то. Разве можно, говорят они, из-за такой «мелочи» лишать человека в вечности единства с Тем, Кого он при жизни не желал ни знать, ни почитать?

Ответим: не только можно, но это и неизбежно, ибо посмертное единство с Богом есть логичное продолжение того единства, которое человек избрал уже в земной жизни и которое даруется только Христом в Его Церкви. Точно так же и посмертное отлучение от Бога есть логичное продолжение того отлучения, который человек избрал при этой жизни и которому он подверг себя, предпочтя Богу или поискам истинного Бога самолюбие и любовь ко греху.

Бог есть единственный подлинный источник блага и радости. Отлучение от блага есть мука. Те, кто решил быть с Богом и самой жизнью засвидетельствовал эту решимость, будет с Богом в вечности и, естественно, будет пребывать в блаженстве и радости. Те же, кто предпочел Богу что-либо иное и не соединился с Ним в таинстве евхаристии, те и в вечности окажутся отлучены от источника блага и радости, то есть будут пребывать в муках. В обоих случаях «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6: 7).

Необходимо также напомнить еще одну истину, которую замечательно выразил архимандрит Рафаил: «Вера, крещение и евхаристия – это не условия договора, который надо исполнить; это не дань, которую должник обязан заплатить, чтобы выйти из долговой ямы; это не претензия Бога к грешнику, которую можно простить, если человек не имеет средств, чтобы выплатить долг или возможности исполнить пункты договора. Вера, крещение, евхаристия относятся непосредственно к самому человеку, его личности, его природе, его общению с духовным миром. Через крещение и евхаристию он становится новым творением. Благодать изменяет его личность, одухотворяет его природу, преображает его душу, освящает все силы души, воскрешает дух и приготовляет человека к посмертной встрече с Христом… В будущем веке откроется то, что мы стяжали здесь, на земле, иначе земная жизнь как период самоопределения была бы бессмысленна» [10] .

Завершить эту статью хотелось бы словами двух великих святых ХХ века:

Священномученик Иларион (Троицкий): «И много можно дивиться тому, как далеко заходят люди в своем “истолковании” христианства. Чего только ни захотят они, тотчас все это и находят в Евангелии. Оказывается, что всякую свою праздную мечту и даже злонамеренную мысль можно прикрыть евангельским авторитетом.

Нет, вера Христова становится только тогда ясна и определена для человека, когда он нелицемерно верует в Церковь; только тогда бисер этой веры бывает чист, только тогда не смешивается он с кучей грязного мусора всевозможных своевольных мнений и суждений. Об этом ведь говорил еще апостол Павел, когда Церковь Бога Живого называл столпом и утверждением истины (см.: 1 Тим. 3: 15)» [11] .

Святитель Николай Сербский: «Истинной является лишь та жизнь, кою ищут и обретают во имя Господа Иисуса Христа. Все прочее – смерть и тлен. В жаркой пустыне человеческой истории воскресший Христос есть единственный отверстый и непресыхающий источник, напояющий, освежающий и животворящий. Все прочее, что утомленному и жаждущему путнику может показаться источником, не источник, но блеск раскаленного песка, подобный блеску воды, или бесовское наваждение» [12] .

Sunny Lady