Что было приметой промышленного переворота

Промышленный переворот: его значение, причины и последствия

Содержание:

Промышленный переворот, случившийся в XVIII—XIX вв. в странах Европы имеет такое же огромное значение для истории, как и неолитическая революция, изобретение колеса, появление денег, изобретение книгопечатания. Он кардинальным образом изменил жизнь людей, стал основой для зарождения современного капитализма и торгово-рыночных отношений, и многократно ускорил научно-технический прогресс. Без него вы вряд ли сейчас читали б эту статью, как и пользовались электричеством, а может и вовсе не умели бы читать, поскольку всеобщее образование люди получили как раз благодаря промышленному перевороту. О том, как происходил промышленный переворот, какие были его причины и последствия, читайте далее.

Предпосылки промышленного переворота

Главная особенность промышленного переворота была в переходе от ручного труда к машинному. Использование новых технологий в промышленности и применение научного подхода к ведению сельского хозяйства (селекция семян и так далее) привело к многократному росту продуктивности труда, и как следствие к быстрому обогащению землевладельцев и мануфактурщиков, которые сформировали новый социальный класс: капиталистов, предпринимателей, бизнесменов.

Первые предприниматели создают первые фабрики, где трудятся уже не подневольные крепостные крестьяне, а свободные рабочие, стоит ли говорить, что их труд в разы эффективнее и сами рабочие становятся заинтересованными в увеличении собственной производительности, от которой зависит их оплата. Ручной труд постепенно заменяется машинным, появляются первые станки, активно вводится разделение труда, когда каждый из рабочих делает только одну определенную операцию, но делает ее идеально.

К примеру, если раньше один «обувных дел мастер» делал одну пару обуви целую неделю, вручную, сам, от начала и до конца, то теперь на обувной фабрике 20 рабочих за эту же неделю выпускают 500 пар обуви, используя разделение труда и частично машинный труд. Продуктивность каждого рабочего с фабрики выше продуктивности одиночного сапожника в 25 раз (!).

Как следствие, если раньше обувь могли себе позволить только богатые и обеспеченные люди, а бедные, включая самого сапожника, ходили босиком (отсюда поговорка «сапожник без сапог»), то теперь обувь становится дешевой и общедоступной, ведь ее клепают на фабрике массовым производством.

Плохо только сапожнику, у которого никто больше не желает покупать обувь ручной работы по баснословной цене, когда можно купить намного дешевле с фабрики, ему остается или пойти простым рабочим на ту самую обувную фабрику или же… создать свою собственную фабрику (так собственно и зарождалась конкуренция). Одиночные ремесленники, чей труд так ценился в средневековье, вследствие промышленного переворота вымерли подобно динозаврам.

Промышленный переворот привел к значительному удешевлению многих товаров, появлению многих новых товаров, изменил товарно-денежные отношения в обществе, стимулировал развитие науки и технике.

Причины промышленного переворота в Англии

Начало промышленного переворота произошло в Англии, и именно благодаря ему эта страна смогла завоевать лидирующие позиции в Европе и превратиться в великую Британскую империю.

Еще в XVIII в английском королевстве был запущен целый ряд политических и экономических процессов, ставших причинами начала промышленного переворота:

  • окончательное объединение страны,
  • образование единого рынка,
  • появление первых фабрик и мануфактур,
  • формирование нового социального класса – буржуазии,
  • рост доходов населения,
  • достижения в области науки и технике, а росту науки способствовало развитие английского образования, университетов,
  • агрессивная внешняя экономическая политика и защита внутренних рынков от конкурентов.

Поняв, какие преимущества дает капитализм, развитие промышленности, применение инновационных научных знаний, англичане буквально оказались «впереди планеты всей». Их более дешевые и одновременно более качественные товары, сделанные на заводах и фабриках, успешно завоевывали все новые рынки, как в других странах Европы, так и во всем мире. В их старейших и лучших университетах работали талантливые ученые и изобретатели, а Лондонское королевское общество на протяжении нескольких веков было главным двигателем общемировой науки. Изобретатель микроскопа Роберт Гук, один из основателей современной химии Роберт Бойль, не нуждающийся в особенном представлении сер Исаак Ньютон и многие другие гениальные английские ученые, своими работами изменили устройство мира и внесли свой вклад в научно-технический прогресс Англии и мира.

Английская армия, английский флот, оснащенные по последнему слову техники позволили Англии активно влиять на международную политику, оказывать влияние на общемировые процессы, действуя порой не только дипломатией, но и силой.

Хронологические события индустриальной революции

Другие европейские страны, видя каких успехов достигли англичане на поприще своей индустриализации, также стремились не отставать и постепенно промышленный переворот начинается в соседней Франции, Германии, Голландии и других странах. Чем быстрее страна вступила на промышленные рельсы, отказываясь от застарелых феодальных порядков, тем успешнее она оказывалась впоследствии. Например, Испания, успешно «проспавшая» промышленную революцию в XVIII веке, несмотря на то, что до того была одним из сильнейших европейских государств, очень быстро стала одной из наиболее отсталых в экономическом плане. И как результат ранее внушающая соседям страх Испания без особых трудностей была завоевана войсками Наполеона.

Французы и голландцы же наоборот очень быстро поняли значимость промышленного переворота и грядущих глобальных изменений. Активно развивая промышленность в своих странах, они составили достойную конкуренцию англичанам и также внесли свой немаленький вклад в идущую миром индустриальную революцию. Вот основные вехи этого значимого исторического процесса:

  • В 1715 году французским математиком и изобретателем Денни Папеном была создана паровая машина.
  • В 1735 году появился так званный «летающий челнок» – станок, увеличивающий производительность труда в хлопчатобумажной сфере.
  • В 1784 году появился новый более эффективный способ обработки чугуна.
  • В 1800 году началось развитие машиностроения.

Также историки условно разделяют такие этапы промышленной революции:

  • Подготовительный этап: 1730-1780 год.
  • Переход к механизации производства: 1780-1805 год.
  • Завершающий этап – первая половина XIX века.

Промышленный переворот в России

Еще одной страной так основательно «проспавшей» промышленную революцию была Российская империя. Показательным является хотя бы тот факт, что в 1861 году, когда в Лондоне уже была запущена первая линия метро, в России только отменили крепостное право.

Основным тормозом инновационных процессов тут стала громоздкая государственная машина, которая привыкла веками опираться на феодально-крепостной строй. Поэтому не удивительно, что промышленный переворот в России начался гораздо позднее, чем в других европейских странах и до отмены крепостного права он проявлялся исключительно в технической стороне – применении машинного производства. И только после отмены крепостного права начался рост буржуазии и пролетариата.

Последствия промышленного переворота

В результате промышленного переворота как грибы после дождя стали появляться разнообразные заводы и фабрики. А так как заводы и фабрики не могут работать без сырья, нужно было продумать логистику – оптимальным способом доставки сырья стала железная дорога, что привело к активному развитию железнодорожных сетей – железные дороги стали активно прокладываться во всех европейских странах и сами они стали определенным символом прогресса и цивилизации.

Заводы и фабрики преимущественно были сконцентрированы в больших городах, постоянная потребность в рабочих положила начало притоку людей в города и образования первых мегаполисов. В той же Англии XIX века многие люди из сельской местности специально ехали в Лондон, где они могли иметь достойные заработки.

Многие товары стали в разы дешевле и доступнее, за счет удешевления их стоимости в следствии массового производства. Если раньше был богатый феодал и подневольный крепостной крестьянин, то теперь появились новые игроки – предприниматель-фабрикант, он же капиталист, вольный рабочий, работающий на фабрике этого предпринимателя. Впервые появилось такое понятие, как «средний класс», куда мог входить как какой-нибудь мелкий предприниматель с небольшой фабрикой, так и какой-нибудь высококвалифицированный рабочий инженер, особенно ценимый фабрикантами за свое умение идеально настраивать станки.

Промышленный переворот и образование

Именно промышленный переворот привел к появлению всеобщего образования, обязательному и бесплатному обучению в школе для всех детей. Если в эпоху позднего средневековья образование было дорогим, и его получали лишь представители аристократической знати, да богатых ремесленников и купцов, то после промышленного переворота оно стало бесплатным и повсеместным.

Тут все просто, рабочие для фабрик должны были обладать определенной минимальной квалификацией, как минимум они должны были уметь читать, писать и считать. Поэтому чтобы обучить широкие массы населения минимально необходимым знаниям для работы на фабрике стали открываться повсеместные школы с бесплатным образованием за счет государства или оплачиваемые все теми же капиталистами, которые таким образом готовили себе будущие кадры.

Разумеется, дети аристократов (и самих капиталистов-фабрикантов) и дальше продолжали обучаться в частных платных школах, получая глубокое и разностороннее образование, дети же из рабоче-крестьянских кругов учились в бесплатных общеобразовательных школах тому минимуму, необходимому для успешной работы на фабрике или заводе.

Если крепостной крестьянин не имел никакого образования, был безграмотным, не умел ни читать, ни писать, а в документах вместо подписи ставил крестик, то рабочий был вполне себе образованным человеком. Да, он не знал латынь и другие иностранные языки, не цитировал Овидия и Цицерона, но вполне мог читать, писать, имел элементарные понятия о физике, химии, математике, общие познания в истории и географии, и что самое главное мог ясно формулировать и доносить свои мысли.

Негативные последствия промышленного переворота

Разумеется, у промышленного переворота были и свои негативные стороны. Так, дым, исходящий от многочисленных заводов очень быстро начал иметь негативное влияние на окружающую среду. И вскоре людям стало понятно, что необходимо не только стремится к увеличению продуктивности труда, но и следить за экологией.

Ранний капитализм имел свои перегибы, так на первых фабриках активно использовался детский труд, а рабочим часто приходилось работать по 12 и более часов в сутки.

Чтобы отстаивать свои права рабочие объединялись в профсоюзы, устраивали забастовки, требуя снижения длительности рабочего дня, и увеличение зарплаты. В результате через какое-то время обе стороны пришли к определенному взаимному компромиссу: 8-ми часовому рабочему дню (как наиболее плодотворному), социальной защите рабочих в случаях травм на производстве, ежегодных отпусках и прочих привычных вещей, которые не потеряли своей актуальности и в наше время.

Движение за защиту прав рабочих стало фундаментом новой экономической системы – социализма, который Рузвельт назвал «капитализмом с человеческим лицом».

Промышленная революция

История технологий
По периодам и регионам:
  • Неолитическая революция
  • Древние технологии Египта
  • Наука и технологии древней Индии
  • Наука и технологии древнего Китая
  • Технологии Древней Греции
  • Технологии Древнего Рима
  • Технологии исламского мира
  • Исламская аграрная революция
  • Средневековые технологии
  • Военная революция
  • Технологии Ренессанса
  • Британская аграрная революция
  • Промышленная революция
  • Вторая промышленная революция
  • Эра атома
  • Реактивный век
  • Космическая эра
  • Информационная эра
  • Хронология изобретений человечества (XXI век)
  • Полный список хронологий

Промы́шленная револю́ция (промы́шленный переворо́т, Вели́кая индустриа́льная револю́ция) — это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике; переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения, начинался от второй половины XVIII века и продолжался в течение XIX века. Характерной чертой промышленной революции является стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.

Термин «промышленная революция» был введен в научный оборот французским экономистом Жеромом Бланки. [источник не указан 52 дня]

Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий), исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Промышленная революция позволила на протяжении жизни всего лишь 3—5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к индустриальному.

Причины промышленного переворота

Промышленная революция началась в Великобритании в последней трети XVI века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки.

Существует мнение, что вывоз капитала из зарубежных британских колоний явился одним из источников накопления капиталов в метрополии, способствовавшим промышленной революции в Великобритании и выводу этой страны в лидеры мирового промышленного развития [1] . В то же время, аналогичная ситуация в других странах (например, Испании, Португалии) не привела к ускорению экономического развития. Кроме того, промышленность успешно развивалась в ряде стран, не имевших колоний, например, в Швеции, Пруссии, США.

Как полагает нобелевский лауреат по экономике Джон Хикс, главными факторами промышленной революции в Англии были следующие [2] [3] :

  • формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой и эффективной судебной системы;
  • высокий уровень развития торговли;
  • формирование рынка факторов производства, в первую очередь рынка земли (то есть торговля землёй стала свободной и была освобождена от феодальных ограничений);
  • широкое применение наёмного труда и невозможность использования принудительного труда в широких масштабах;
  • развитость финансовых рынков и низкий уровень ссудного процента;
  • развитие науки.

При этом он не переоценивает [4] значение технических изобретений: «Промышленная революция произошла бы и без Кромптона и Аркрайта и была бы, особенно на поздних стадиях, такой же, какая имела место в действительности» [5] .

Несколько иной взгляд на причины Промышленной революции был выработан в трудах экономических историков: Иммануила Валлерстайна, Кристофера Хилла, Чарльза Уилсона, Ж.Бержье и др., — которые анализировали ход индустриализации Западной Европы и других стран в XVIII—XIX вв. на базе конкретных фактов, имевшихся в их распоряжении. По их мнению, ключевую роль в ускорении промышленного роста Англии в XVIII веке сыграла система протекционизма, введенная в 1690-е годы и усиленная дополнительными протекционистскими мерами к середине XVIII в. Именно она обеспечила быстрое развитие английской промышленности, несмотря на конкуренцию со стороны более сильной в то время голландской промышленности, а также обеспечила развитие промышленности Пруссии, Австрии и Швеции, где тоже были введены протекционистские системы [6] .

Значительно меньшую или совсем незначительную роль в этом процессе, по их мнению, сыграли факторы, связанные с деньгами и наличием капитала. Исследования историков показали, что в подавляющем большинстве промышленные предприятия в период 1700—1850 гг. основывались представителями среднего класса (крестьянами, торговцами, ремесленниками), которые не прибегали ни к каким внешним источникам финансирования, а развивались за счет собственных средств или денег, взятых у родственников/знакомых [7] (см. также статью Первоначальное накопление капитала).

Среди других факторов, выделяемых экономическими историками, способствовать Промышленной революции могли также:

  • борьба с монополиями и обеспечение реальной свободы предпринимательства (в Англии особенно активно эти меры проводились в период с 1688 г. по 1724 г. и после 1746 г. [8] );
  • заключение негласного общественного договора между бизнесом и обществом, гарантировавшего, что они будут придерживаться определенных правил поведения, уважая права и бизнеса, и общества [9] .

Инновации

Успех промышленной революции в Великобритании был основан на нескольких инновациях [10] , появившихся к концу XVIII в.:

  • Текстильная промышленность — прядение нити из хлопка на прядильных машинах Р.Аркрайта (1769), Дж. Харгрейвза и С. Кромптона. Впоследствии сходные технологии были применены для прядения нити из шерсти и льна.
  • Паровой двигатель — изобретенная Дж. Уаттом и запатентованная им в 1775 г. паровая машина первоначально использовалась в шахтах для откачивания воды. Но уже в 1780-х она нашла применение в некоторых других механизмах, заменяя гидроэнергию там, где она была недоступна.
  • Металлургия — в чёрной металлургиикокс пришел на смену древесному углю, так же, как ранее он уже использовался при производстве свинца и меди. Теперь кокс использовали не только при изготовлении передельного чугуна в доменных печах, но и для получения ковкого чугуна, в том числе при пудлинговании, изобретенном Генри Кортом в 1783-1784 годах.

История промышленной революции

В период XVII века Англия начала обгонять мирового лидера Голландию по темпам роста капиталистических мануфактур, а позже и в мировой торговле и колониальной экономике. К середине XVIII века Англия становится ведущей капиталистической страной. По уровню экономического развития она превзошла остальные европейские страны, располагая всеми необходимыми предпосылками для вступления на новую ступень общественно-экономического развития — крупное машинное производство.

Промышленная революция сопровождалась и тесно с ней связанной производственной революцией в сельском хозяйстве, ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе. Без второй первая просто невозможна в принципе, так как именно производственная революция в сельском хозяйстве обеспечивает возможность перемещения значительных масс населения из аграрного сектора в индустриальный.

Паровой двигатель

Начало промышленной революции связывают с изобретением эффективного парового двигателя в Великобритании во второй половине XVII века. Хотя само по себе подобное изобретение вряд ли бы что-то дало (необходимые технические решения были известны и раньше), но в тот период английское общество было подготовлено к использованию инноваций в широких масштабах. Это было связано с тем, что Англия к тому времени перешла от статичного традиционного общества к обществу с развитыми рыночными отношениями и активным предпринимательским классом. Кроме того, Англия располагала достаточными финансовыми ресурсами (так как была мировым торговым лидером и владела колониями), воспитанным в традициях протестантской трудовой этики населением и либеральной политичоторой государство не подавляло экономическую активность.

Первой попыткой использования парового двигателя в промышленности считается водяной насос Томаса Севери, запатентованный в 1698 г. Но он не был успешным из-за частых взрывов бойлера и ограниченной мощности. Более совершенной была машина Томаса Ньюкомена, разработанная к 1712 г. [11] [12] По-видимому, Ньюкомен использовал ранее полученные экспериментальные данные Дени Папена, который изучал давление водяного пара на поршень в цилиндре и поначалу нагревание и охлаждение пара для возвращения поршня в исходное состояние производил вручную.

Насосы Ньюкомена нашли применение в Англии и других европейских странах для откачивания воды из глубоких затопленных шахт, работы в которых без них производить было бы невозможно. К 1733 г. их было куплено 110, из которых 14 — на экспорт. Это были большие и дорогие машины, очень неэффективные по современным стандартам, но они себя окупали там, где добыча угля обходилась сравнительно дешево. С некоторыми усовершенствованиями их до 1800 г. произвели 1454 штуки, и они оставались в употреблении до начала XX века. [13]

Наиболее известная из ранних паровых машин разработка Дж. Уатта была предложена в 1778 г. Уатт существенно усовершенствовал механизм, сделав его работу более стабильной. Одновременно мощность увеличилась примерно в пять раз, что дало 75 % экономию в себестоимости угля. Ещё более важные последствия имел тот факт, что на базе машины Уатта стало возможно преобразование поступательного движения поршня во вращательное, то есть двигатель теперь мог крутить колесо мельницы или фабричного станка. Уже к 1800 г. фирма Уатта и его компаньона Болтона произвела 496 таких механизмов, из которых только 164 использовались как насосы. Ещё 308 нашли применение на мельницах и фабриках, а 24 обслуживали доменные печи.

В 1810 г. в Англии насчитывалось 5 тыс. паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось. [14]

Появление металлорежущих станков, таких как токарный, позволили упростить процесс изготовления металлических частей паровых машин и в дальнейшем создавать все более совершенные и для разнообразных целей. К началу XIX в. английский инженер Ричард Тревитик и американец Оливер Эванс совместили бойлер и двигатель в одном устройстве, что позволило далее использовать его для движения паровозов и пароходов.

Текстильная промышленность

В начале XVIII в. британская текстильная промышленность ещё была основана на обработке местной шерсти индивидуальными ремесленниками. Эта система называлась «коттеджной индустрией», так как работа выполнялась на дому, в небольших домиках-коттеджах, где проживали ремесленники со своими семьями. Требующее более тонкой обработки изготовление нитей из льна и хлопка в средневековой Англии широкого распространения не получило, поэтому текстиль из хлопка импортировали из Индии.

Изобретение в 1733 г. летучего челнока увеличило спрос на пряжу. В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук, а в 1741 г. близ Бирмингема открылась фабрика, прядильную машину на которой приводил в движение ослик. Владельцы фабрики, Пол и Вятт, вскоре открыли новую фабрику близ Нортгемптона, оснащенную уже пятью прядильными машинами с полусотней челноков на каждой, которая работала до 1764 г. В 1771 г. в Кромфорде, Дербишир, начала работать прядильная фабрика Аркрайта, который поощрял изобретательство, и его машины были усовершенствованы, теперь они приводилась в движение водяным колесом. Кроме того, теперь кроме шерсти на новых машинах стало возможно обрабатывать и растительное волокно, импортируемое из Америки. К 1780 г. в Англии насчитывалось 20, а ещё через 10 лет — 150 прядильных фабрик и на многих из этих предприятий работало по 700—800 человек. [15]

Затем водяное колесо начали заменять паровой машиной. В период с 1775 по 1800 г. заводы Уатта и Болтона в Сохо выпустили 84 паровые машины для хлопчатобумажных фабрик и 9 машин — для шерстяных фабрик. [16] К середине XIX века ручное ткачество в Великобритании почти совершенно исчезло. В текстильной промышленности большую роль сыграл так называемый сельфактор, обеспечивший механизацию прядильных процессов.

Машиностроение

В средневековой Европе изготовлением механизмов занимались мастера часовых дел и изготовители навигационных и научных инструментов. Детали часовых механизмов даже использовали при изготовлении первых прядильных станков. Многие детали изготавливали из дерева плотники, поскольку металл был дорог и труден в обработке.

С появлением все возрастающего спроса на металлические детали прядильных станков, паровых машин, а также сеялок и других механизмов, введенных в употребление в британском сельском хозяйстве с начала XVIII в. [17] , были изобретены токарные станки, а в первой половине XIX в. фрезерный и другие станки для металлообработки.

Среди других ремесел, требовавших высокоточной обработки металла, было изготовление замков. Одним из самых известных механиков, прославившихся в изготовлении замков, был Джозеф Брама. Его ученик Генри Модсли впоследствии работал для королевского флота и сооружал машины для производства шкивов и блоков. Это был один из первых примеров поточного производства со стандартизацией деталей.

Металлургия

Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле, и это потребовало развития металлургии. Главным достижением этой эпохи в металлургии была замена древесного угля, использовавшегося средневековыми кузнецами, на каменноугольный кокс. Его ввел в употребление в XVII в. Клемент Клерк и его мастера кузнечных дел и литья.

С 1709 г. в местечке Коулбрукдэйл Абрахам Дарби, основатель целой династии металлургов и кузнецов, использовал кокс для получения чугуна из руды в доменной печи. Из него поначалу делали лишь кухонную утварь, которая отличалась от работы конкурентов лишь тем, что её стенки были тоньше, а вес меньше. В 1750-х годах сын Дарби построил ещё несколько домен, и к этому времени его изделия были ещё и дешевле, чем изготовленные на древесном угле. В 1778 г. внук Дарби, Абрахам Дарби III, из своего литья построил в Шропшире знаменитый Железный мост, первый мост в Европе, полностью состоящий из металлических конструкций.

Для дальнейшего улучшения качества чугуна в 1784 г. Генри Корт разработал процесс пудлингования. Рост производства и улучшение качества английского металла к концу XVIII в. позволило Великобритании полностью отказаться от импорта шведского и российского железа. Развернулось сооружение каналов, позволявших перевозить уголь и металлы. [15]

С 1830 по 1847 г. производство металла в Англии возросло более чем в 3 раза. Применение горячего дутья при плавке руды, начавшееся в 1828 г., втрое сократило расход топлива и позволило использовать в производстве низшие сорта каменного угля, С 1826 по 1846 г. экспорт железа и чугуна из Великобритании увеличился в 7,5 раза. [18]

Транспорт

Огромное значение имело появление железных дорог. Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком. В последующие годы многие инженеры пытались создавать паровозы, но самым удачливым из них оказался Георг Стефенсон, который в 1812—1829 гг. предложил несколько удачных конструкций паровозов. Его паровоз был использован на первой в мире железной дороге общественного пользования из Дарлингтона к Стоктону, открытой в 1825 г. После 1830 г. в Великобритании началось быстрое строительство железных дорог.

Роберт Фултон в 1807 году построил первый в мире пароход «Клермонт», который совершал рейсы по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани. В 1819 году американский пароход «Саванна» впервые пересек Атлантический океан, однако бо́льшую часть пути корабль прошёл под парусами, которые ещё долго сохранялись на пароходах в качестве вспомогательного движителя. Лишь в 1838 году (через 19 лет после «Саванны») английский пароход «Сириус» впервые пересёк Атлантический океан без использования парусов.

Связь

Первый электрический телеграф создал российский учёный Павел Львович Шиллинг в 1832 году. Впоследствии электромагнитный телеграф был построен в Германии — Карлом Гауссом и Вильгельмом Вебером (1833), в Великобритании — Куком и Уитстоном (1837), а в США электромагнитный телеграф запатентован С. Морзе в 1837 году. Большой заслугой Морзе является изобретение телеграфного кода, где буквы алфавита были представлены комбинацией коротких и длинных сигналов — «точек» и «тире» (код Морзе). Коммерческая эксплуатация электрического телеграфа впервые была начата в Лондоне в 1837 году.

В 1858 г. была установлена трансатлантическая телеграфная связь. Затем был проложен кабель в Африку, что позволило в 1870 году установить прямую телеграфную связь Лондон — Бомбей (через релейную станцию в Египте и на Мальте).

Химикаты

Промышленная революция сделала возможным промышленное производство некоторых наиболее востребованных на рынке химикатов, чем было положено начало развитию химической промышленности. Серная кислота была известна ещё в средние века, но получали её из окислов, образующихся при сжигании минеральной серы, в стеклянных сосудах. В 1746 г. Джон Ребук заменил их на более объемистые свинцовые, чем значительно увеличил производительность процесса.

Другой важной задачей было производство щелочных соединений. Метод промышленного производства карбоната натрия был разработан в 1791 г. французским химиком Никола Лебланом. Он смешивал серную кислоту с поваренной солью и получаемый сульфат натрия нагревал со смесью известняка и угля. Смесь продуктов реакции обрабатывали водой, из раствора получали карбонат натрия, а нерастворимые вещества (известняк, уголь и сульфид кальция) отбрасывали. Хлороводород поначалу также загрязнял атмосферу производственных помещений, но позже его научились использовать для получения соляной кислоты. Метод Леблана был прост, дешев и давал значительно более доступный продукт, чем ранее использовавшийся метод получения соды из золы растений [19] .

Карбонат натрия использовали во множестве производственных процессов, в том числе для изготовления мыла, стекла, бумаги, а также в текстильной промышленности. Серная кислота кроме производства соды также находила применение для удаления ржавчины с металлических изделий и в качестве отбеливателя для тканей. Лишь к началу XIX в. Чарльз Теннант и Клод Луи Бертолле разработали более эффективный отбеливатель на основе хлорной извести. Фабрика Теннанта по производству нового отбеливателя в течение длительного времени оставалась крупнейшим в мире химическим предприятием.

В 1824 г. британский каменщик Джозеф Аспдин запатентовал химический процесс производства портландцемента. Он заключался в спекании глины с известняком. Далее смесь перемалывали в порошок, смешивали с водой, песком и гравием, в результате чего получался бетон. Через несколько лет инженер Марк Изамбар Брюнель применил бетон для строительства первого в мире водонепроницаемого тоннеля под рекой Темзой [20] , а в середине XIX в. его использовали для сооружения современной городской канализации.

Газовые фонари

Ещё одним достижением промышленной революции стало уличное освещение. Его появление в британских городах стало возможным благодаря шотландскому инженеру Уильяму Мердоку. Он изобрел процесс получения светильного газа путем пиролиза каменного угля, а также способы его накопления, транспортировки и использования в газовых фонарях. Первые газовые светильники были установлены в Лондоне в 1812-20 гг. Вскоре большая часть угля, добываемого в Великобритании, шла на нужды освещения, так как оно не только повышало комфорт и безопасность на городских улицах, но и способствовало удлинению рабочего дня на фабриках и заводах, ранее зависевших от освещения сравнительно дорогостоящими свечами и масляными лампами.

Промышленный переворот в России

Во второй четверти XIX века в России начался период подготовки к внедрению машинного производства в ведущих отраслях промышленности и транспорта, что явилось завершающим этапом создания предпосылок промышленной революции в России. Промышленная революция в России в конце первой половины XIX века носила крайне острый и противоречивый характер, что было обусловлено многообразием социально-экономических укладов огромной по территориальным масштабам страны. Развитие капиталистического уклада в России сопровождалось процессом разложения феодальных отношений и тормозящим влиянием господствующего на тот момент в России класса помещиков-крепостников. Промышленный переворот в России начался в 1830—1840-х годах, когда были созданы, практически с нуля, технически передовые для того времени текстильная и сахарная промышленность и началось техническое перевооружение металлургии. Но наиболее интенсивно индустриализация шла в периоды 1891—1900 гг., в 1920—1930-е годы и 1950—1960-е годы.

Cоциальные последствия

Урбанизация и перемены в социальной структуре

Быстро развивающаяся промышленность и обслуживающий сектор предоставляли множество новых рабочих мест. В то же время появление дешевых промышленных товаров вело к разорению мелких производителей и разорившиеся ремесленники становились наемными рабочими. Но главным источником пополнения армии наемных рабочих стали обнищавшие крестьяне, которые переселялись в города. Только с 1880 по 1914 год 60 млн европейцев переселились из деревень в города. Быстрый рост го­родского населения и внутренняя миграция в XIX веке стали практически повсеместно массовым явлением в Европе. Например, население Парижа с 1800 года по 1850 год выросло более чем на 92 %, население Манчестера с 1790 года по 1900 год увеличи­лось в 10 раз. В ряде стран городское население к началу XX века стало преобладающим (в Бельгии по переписи 1910 года оно составляло 54 %, в Ве­ликобритании (1911 год) — 51,5 %). В Германии в 1907 году оно составляло 43,7 %, во Фран­ции в 1911 году — 36,5 % всего населения.

Быстрая урбанизация и рост числа наемных рабочих чрезвычайно обострили со­циальные проблемы. Пока центры фабричного производства были относитель­но небольшими, городской житель мог в дополнение к заработку на фабрике обра­батывать огород, а в случае потери работы наняться на ферму. Но с ростом городов таких возможностей становилось все меньше. Мигрировавшим в города крестьянам приходилось с трудом приспосабливаться к непривычным условиям городского быта. Как заметил Ф. Бродель, «жить в городе, лишиться традиционной поддержки огорода, молока, яиц, пти­цы, работать в огромных помещениях, терпеть малоприятный надзор мастеров, повиноваться, не быть более свободным в своих передвижениях, принять твер­до установленные часы работы — все это в ближайшем будущем станет тяжким испытанием».

На протяжении XIX — начала XX века жилищные условия большинства наемных рабочих не отвечали элементарным санитарно-гигиениче­ским требованиям. В большинстве случаев их жилища были перенаселены. Если под перенаселением понимать проживание в каждой комнате, включая кухню, более двух человек, то в перенаселенных квартирах обитали: в Познани — 53 %, в Дортмунде — 41 %, в Дюссельдорфе — 38 %, в Ахене и Эссене −37 %, в Бреслау — 33 %, в Мюнхене — 29 %, в Кельне — 27 %, в Берлине — 22 % рабочих. Были перена­селены 55 % квартир в Париже, 60 % в Лионе, 75 % в Сент-Этьене. Была также распространена «сдача коек постояльцам», практиковавшаяся семьями, сни­мавшими квартиры. В Лондоне встречались объявления о сдаче части комнаты, причем мужчина, работавший днем, и девушка, работавшая прислугой в гостинице ночью, должны были пользоваться одной постелью. Современники в середине XIX века писали, что в Ливерпуле «от 35 до 40 тысяч насе­ления живёт ниже уровня почвы — в погребах, не имеющих вовсе стока…».

До изобретения газового освещения продолжительность рабочего дня на предприятиях зависела от естественного освещения, но с появлением газо­вых горелок фабрики получили возможность работать в ночное время. Во Франции многие бумагопрядильные фабрики в 1840-х годах установили рабочий день в пределах 13,5-15 часов, из которых на отдых выделялось по получасу три раза за смену. На английских фабриках в 1820—1840-х годах рабочий день за вычетом трех перерывов для приема пищи (1 час на обед и по 20-30 минут на завтрак и ужин) длился 12-13 часов. Распространенной становилась работа по вос­кресным дням.

В промышленности начал массово использоваться женский труд и впервые в истории множество женщин начало трудиться вне дома. При этом на текстильных фабриках мужчины работали надзирателями и квалифициро­ванными механиками, а женщины обслуживали прядильные и ткацкие стан­ки и получали меньшую зарплату, чем мужчины. Внедрение машин позволяло использовать элементарно обученных, малоквалифицированных работников и поэтому по­всеместным явлением также стал дешевый детский труд. В 1839 году 46 % фабричных рабочих Великобритании не достигли 18-летнего возраста. Официально признавалось: «Быва­ют случаи, что дети начинают работать с 4-х лет, иногда с 5, 6, 7 и 8 лет в рудниках».

Социальные протесты, про­снувшееся чувство «социального стыда» за бедствия трудящихся, стремле­ние уменьшить политическую нестабильность заставляли политиков выступать в поддержку разработки социальных программ для неимущих, государственного регулирования отношений между трудом и капиталом. [21]

В целом уровень жизни населения в результате промышленной революции вырос. Улучшение качества питания, санитарных условий, качества и доступности медицинского обслуживания привело к значительному росту продолжительности жизни и падению смертности. Произошел демографический взрыв. За 13 веков (с VI по XIX век) европейской истории население континента никогда не превышало 180 млн человек. За один только XIX век (с 1801 по 1914 годы) число европейцев возросло до 460 млн человек. [22]

По мнению исследователей Н.Розенберга и Л.Бирдцелла, «промышленная революция обозначила начало драматического периода улучшения в материальном положении западноевропейских и американских обществ, которое коснулось всех и каждого», а «романтическое представление о благополучной жизни работников в доиндустриальной Европе можно отвергнуть как чистую фантазию». [23]

Образование

Знания об инновациях распространялись разными путями. Работники, получившие квалификацию у одного нанимателя, могли затем перейти к другому. Такой способ повышения квалификации был весьма распространенным, в некоторых странах, таких как Франция и Швеция, отправлять работников на стажировку за границу даже было государственной политикой. Стажеры, как и сейчас, обычно вели записи о своих работах, дошедшие до наших дней как памятники эпохи.

Другим способом распространения знаний были философские общества и кружки, члены которых, в частности, изучали «натуральную философию», как тогда называли естественные науки и её практические приложения [24] . Некоторые общества публиковали отчеты о своей деятельности, на основе которых позже возникли научные журналы и прочие периодические издания, в том числе энциклопедии.

Средневековые университеты в ходе промышленной революции также изменились, а их образовательные стандарты приблизились к современным. Кроме того, появились новые высшие учебные заведения, в частности, политехнические и специализированные институты и академии.

См. также

Литература

Ссылки

Примечания

  1. Это является одним из аргументов сторонников теории первоначального накопления.
  2. Хикс дж. Теория экономической истории. М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2003. С.184-188; Hicks J. A Theory of Economic History. Oxford, 1969, pp. 145—166
  3. То есть он считает экономические и социальные факторы основными и главными причинами промышленной революции в Англии
  4. То есть он не считает технические изобретения основной и главной причиной промышленной революции в Англии.
  5. Вопросы экономики, № 8, 2008, «В поисках институциональных характеристик экономического роста», стр. 17 [1]
  6. Wallerstein I. The Modern World-System II. Mercantilism and the Consolidation of the European World-Economy. New York — London, 1980 pp. 233, 266; Wilson C. England’s Apprenticeship, 1603—1763. New York, 1984 pp. 166, 184
  7. J-F.Bergier. The Industrial Bourgeoisie and the Rise of the Working Class 1700—1914. Fontana Economic History of Europe, ed. by C.Cipolla. Vol. III, Glasgow, 1978, pp. 412—413; Hill C. Reformation to Industrial Revolution. A Social and Economic History of Britain, 1530—1780. Bristol, 1967, pp. 199—201
  8. Hill C. Reformation to Industrial Revolution. A Social and Economic History of Britain, 1530—1780. Bristol, 1967, pp. 139, 179
  9. Более подробное изложение этого взгляда экономических историков на причины Промышленной революции содержится в книге: Кузовков Ю. Мировая история коррупции. М., 2010, главы XII, XIV—XVII
  10. Eric Bond, Sheena Gingerich, Oliver Archer-Antonsen, Liam Purcell, Elizabeth MacklemThe Industrial Revolution – Innovations. Industrialrevolution.sea.ca (17 февраля 2003). Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.Проверено 30 января 2011.
  11. Hulse, David H: The Early Development of the Steam Engine; TEE Publishing, Leamington Spa, U.K., 1999 ISBN 1-85761-107-1
  12. L.T.C. Rolt and J. S. Allen, The Steam engine of Thomas Newcomen (Landmark, Ashbourne, 1997), 44.
  13. Rolt and Allen, 145
  14. Всемирная история. Энциклопедия. Том 6.ГЛАВА VI.ДВОРЯНСКО-МОНАРХИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И БУРЖУАЗНО-РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ 20-х ГОДОВ XIX В.
  15. 12Всемирная история. Энциклопедия. Том 5.Глава XX. Англия в XVIII в. Начало промышленного переворота
  16. Всемирная история. Энциклопедия. Том 5.Глава XXVI. Техника и естествознание в Европе во второй половине XVII и в XVIII вю
  17. Overton, Mark Agricultural revolution in England: the transformation of the agrarian economy, 1500—1850 Cambridge University Press, 1996
  18. Всемирная история. Энциклопедия. Том 6. ГЛАВА IX.РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА И РОСТ РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В 30-40-х ГОДАХ XIX В.
  19. Clow, Archibald & Clow, Nan L. (June 1952), «Chemical Revolution», Ayer Co, сс. 65–90, ISBN 0-8369-1909-2
  20. Properties of Concrete Published lecture notes from University of Memphis Department of Civil Engineering. Retrieved 2007-10-17.
  21. И. Чикалова. У истоков социальной политики государств Западной Европы
  22. М. Меерсон, Д. В. Прокудин ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ XX ВЕКА. Лекция 1 Введение в ХХ век. Что такое модернизация ?
  23. Н.Розенберг, Л. Е. Бирдцелл мл, «Как Запад стал богатым: Экономическое преобразование индустриального мира», гл. «Развитие промышленности: 1750—1880»
  24. The Lunar Society at Moreabout, the website of the Birmingham Jewellery Quarter guide, Bob Miles.

Первобытное общество · Древний мир (до 476 года) · Средние века (476—середина XVII века) · Новое время (середина XVII века—1918 год) · Новейшее время (с 1918 года)

Sunny Lady