В истории приметы всегда имели существенное значение для людей. Качество и условия жизни меняются, но народные таинства не утрачивают свою актуальность и способны помочь не упустить из рук удачу. Различие поверья возникали во всех сферах быта и жизнедеятельности человека. С научной точки зрения они представляет собой определенную закономерность между двумя событиями, которые на первый взгляд не имеют никакой связи. Многие из них научно обоснованы благодаря многолетним наблюдениям за окружающим миром, поэтому не вызывают сомнений в своей достоверности.
Существует группа примет, имеющих воспитательный характер. Пугая детей потусторонними силами, им пытались объяснить, почему не следует делать то или иное действие. Истории приметы замужества, в большинстве своем связаны с бытом и направлены на воспитание хорошей хозяйки. В истории приметы помогали младшему поколению привить уважительное отношение к пище и другим материальным благам.
Очень часто поверья являлись больше правилами жизни и обладали значительными отличиями, в зависимости от местности, где они произошли и от ценностей, которые стремились сберечь. Иногда они содержали прямо противоположное значение. Одна и та же примета в одном поселении предвещала удачу, а в другом – горе и разочарование.
Многие поверья имеют религиозные корни. К ним относятся различные ритуалы во время христианских праздников, которые были направлены на улучшение благосостояния и приобретение семейного счастья. Часть из них являются трактовками Ветхого Завета. К примеру, пятница тринадцатое – дата убийства Авеля Каином. А у язычников было принято хранить под порогом дома прах близких людей, поэтому передавать через порог вещи и здороваться за руку не принято и сейчас.
Истории самых известных примет
Они не возникали из ниоткуда, каждая имеет свою историю или легенду, мы подобрали истории самых известных из нашей жизни.
История приметы разбитого зеркала
Древние греки использовали зеркало для предсказания будущего. Считалось плохим знаком, если отражение в зеркале искажено. Но зарождение этой приметы больше относится к Древнему Риму. Согласно убеждениям римлян, жизнь человека делится на периоды в семь лет. Разбить зеркало – к невезению и ухудшению здоровья, которое восстановиться только по истечению очередного периода.
История приметы черной кошки
Еще в истории существования Древнего Египта кошка считалась священным животным и всегда являлась вестником удачи. Это убеждение существовало и в средние века, пока в XVII веке у короля Англии Карла I не погибла черная кошка, которую он очень любил. Он посчитал это плохим историческим знаком, а следующий день начался с ареста и обвинения в измене государству.
История приметы числа 13
В основе истории лежит скандинавская мифология. По истории легенды на пир двенадцати богов явился незваным бог коварства и зла Локки — так освещается число 13. Это привело к убийству Вальдера, любимого и почитаемого всеми бога.
История приметы подковы над дверью
В истории средних веках считалось, что темные силы боятся лошадей, и любая вещь, имеющая к ним отношение, отпугивает нечисть. Что бы уберечь жилье от проникновения злых чар, люди начали вешать подковы над дверью.
История приметы торта со свечами в День рождения
История этой приметы тянется из Древней Греции. По традиции на дни рождения греки всегда выпекали торты для подношения в дар богине Луны Артемиде. Форма торта в виде круга являлась символом Луны, а горящие на нем свечи изображали ее свет. Сегодня эта примета стала традицией, привлекающей удачу.
История приметы нельзя проходить под лестницей
Если лестницу прислонить к стене то образуется треугольник. У древних египтян эта форма являлась священной и олицетворяла божью Троицу. Поэтому проходить под лестницей, значит пройти через святыню – разгневать богов и навлечь на себя несчастья, так что нельзя.
История примет загадать желание в момент падения звезды
По истории во втором веке нашей эры астроном Клавдий Птолемей выдвинул теорию, что падение звезд на Землю – это знак внимание богов к людям. Именно поэтому загадать желание в момент падение звезды – попросить о его исполнении у высших сил.
Истори приметы не открывать зонт в помещении
Примета появилась в историческую викторианскую эпоху в Англии, когда зонты только появились и не имели надежного механизма открывания. Металлические элементы могли отскочить и повредить имущество или нанести травмы. Поэтому зонт старались не открывать в закрытом помещении.
История приметы обручальное кольцо на безымянном пальце
Традиция носить обручальное кольцо именно на безымянной пальце сложилась еще в древности. Люди верили, что именно безымянный палец имеет прямую связь с сердцем человека. Кроме того считали, что с его помощью можно избавиться от многих заболеваний и втирали в него различные целебные мази и масла.
История приметы плохо прикуривать от одной спички три сигареты
По одной версии примета возникла благодаря солдатам, которые считали, что прикуривая три сигареты, долго горящая одна спичка поможет врагу определить их местоположение. По другой – примета была придумана «спичечным королем» Иваром Крюгером для увеличения продаж своей продукции.
ПРИМЕТЫ И ИХ ТОЛКОВАНИЕ. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕТ.
Приметы, связанные с человеческим телом:
• Чесать локоть — спать на новом месте.
• Ус чешется — перед подарком.
• Голова чешется — брань слышать.
• Правая ладонь чешется к прибыли, левая — к убытку.
• Шея чешется к застолью.
• Нос чешется к новостям, вину, крестинам.
• Бровь чешется к свиданию, слезам.
• Левый глаз к слезам свербит, правый — на милого глядеть.
• Щеки горят к слезам.
• Губы зудят к поцелуям.
• Ногу задеть — торопиться.
• Подошвы чешутся к дороге.
• Язык прикусить — к ссоре.
Приметы, связанные с домом:
• Не следует дарить и принимать в подарок ножи — это к вражде.
• Вытирать стол бумагой нельзя — это приводит к ссорам и к убыткам.
• Также нельзя стучать ключами и класть их на стол — это приводит к конфликтам.
• В спальне или гостиной не ставят раскрытый зонт — это может быть причиной пролитых слёз.
• Чтобы в гостях не произошло ссоры, порог переступайте правой ногой.
• Не подметают пол, когда уехал дорогой Вам человек, чтобы не замести ему дороги к Вашему дому.
• Не играйте с ножом — может возникнуть ссора.
• После захода Солнца не разрезают новый хлеб, поскольку это может повлечь ссоры и безденежье.
• Солонку с солью не следует передавать из рук в руки. Нужно поставить её на стол.
• Если приходится передавать кому-то иголку, нужно слегка (в шутку) уколоть этого человека.
Это делается, чтобы не было вражды с ним.
• Чтобы двое братьев не ссорились, в их одежду зашивают по одному магниту.
• Если кого-то называют именем уехавшего человека, то человек этот, когда приедет, будет сердит.
Приметы, связанные с предметами:
• Кирпич выпал из печи — не к добру.
• Если булавка нашлась — приятель вспомнил.
• Если на столе посуда осталась неприбранной, то в доме поселится черт или другая нечисть.
• Соль просыпать — поссориться, чтобы избежать этого, нужно рассмеяться или ударить себя по лбу.
• Скатертью руки вытирать — заусеницы будут.
• Если наступить на то место, где ведро стояло, то по телу пойдут болячки.
• Если ключи остались на столе — к ссоре.
• Девушка палец иглой уколет — услышит похвалу.
• Через веник перешагивать — тяжело родить.
Приметы на погоду
Верными синоптиками, особенно для прогноза на ближайшее время, оказываются растения и животные.
Наверное, самые чувствительные к перемене погоды — кошки.
Приметы На мороз:
Кошка в печурку — стужа на двор; кошка клубком — на мороз. И ждите мороза, если кошка во время сна закрывает лапкой мордочку.
Приметы На потепление:
Кошка ложится на пол, крепко спит; лежит посреди комнаты, откинув хвост; лежит животом вверх; садится на подоконник и смотрит в окно.
А если кошка скребет пол, то будет метель. Некоторое сходство можно найти и в поведении собак. Свертываются и лежат калачиком — на холод; растягиваются, раскинув ноги, — на тепло; катаются по снегу — на оттепель и к метели. К метели же, если собаки гоняются друг за другом и играют в снегу.
Не обошла народная наблюдательность и других домашних животных:
Если при хорошей погоде зимой коровы и овцы из загороди сами идут в сарай — ожидай метели.
Телята в теплом помещении разыгрались — будет метель.
Если вечером при дойке коровы соски теплые — не будет тепло, а если холодные — морозно.
В зимнюю пору козы стучат ногами, хлопают ушами и чихают — к снегу.
Поросята визжат — к морозу.
Перед морозом и метелью визжат и взрослые свиньи, да еще при этом и солому с разным мусором во рту таскают, видно, чтобы защитить себя от наступающего холода.
Приметы на Солнце:
Если на закате солнца небо светло-лазурного, золотистого, светло-розового цвета или заметно преобладание зеленоватого оттенка — быть погоде хорошей, даже если солнце покрыто облаками.
Красный диск солнца садится в тучу или туман — к дождю или ветру, во мглу — к засухе.
После заката солнца небо на западе стало багрово-красным — к сильному ветру и дождю.
Если солнце восходит из покрасневших вокруг него облаков — к дождю, в тумане — к ясной, тихой и душной погоде.
Если солнце восходит из покрасневших вокруг него облаков — к дождю, в тумане — к ясной, тихой и душной погоде, при чистом небе и кажется меньше обычного, а лучи его очень яркие — к засухе.
Если при восходе солнца небо покраснеет — к дождю через один-два дня, окрасится во все цвета — к дождю в тот же день.
Утреннее солнце красного цвета — погода изменится к худшему, возможен дождь и ветер.
При восходе солнца душно (парит> — к дождю в тот же день.
Солнце утром закрыто облаками — быть дождю.
Приметы на Луну:
Если луна кажется больше своего обычного размера и она красноватого цвета — к дождю.
Во время полнолуния луна светлого и чистого цвета — быть погоде хорошей, темного и бледного — к дождю.
Приметы на Звезды:
Звезды кажутся очень блестящими — быть жаре, сильно мерцают и выглядят меньше обычного — к дождю.
Звездное небо — к ясной погоде, редкие звезды — к дождю.
Звезды в тумане — к дождю, звезды падают — к ветру.
Если звезды сильно мерцают, а с утра тучи — быть в полдень грозе.
Сильное мерцание звезд на рассвете — к дождю в ближайшие дни.
Приметы на Ветер:
Сильные северные или северо-западные ветры — к холодной, ненастной погоде.
Влажный ветер — к затяжному ненастью, порывистый и полосами — к тихой погоде.
Если ветер усиливается к ночи -погода ухудшится.
Сильный ветер при дожде — к хорошей погоде.
Ветер подул с севера — быть явному и холодному дню.
Если в полдень в хорошую погоду ветер усиливается, и на небе появляются белые облака, похожие на вату, а к вечеру они исчезают и ветер ослабевает, то это к хорошей погоде на следующий день.
Приметы на Дождь:
Мелкий дождь с утра — к хорошей годе, если от дождевых капель на воде образуются пузырьки — быть ненастью затяжным.
Приметы на Росу:
Обильные вечерние и утренние росы к хорошей погоде, и чем они обильнее, тем более знойным будет предстоящий день. А вот если роса не появляется, быстро высыхает — погода ухудшится.
Приметы на Туман:
Если туман стелется по земле или быстро рассеивается в лучах солнца, быть устойчивой, хорошей и даже знойной погоде, а если поднимается в виде столба — к дождю.
Приметы на Гром:
Глухой гром — к тихому дождю, а раскатистый — к ливню.
Продолжительные раскаты грома — к затяжному ненастью.
Если после дождя блеснет молния без грома — быть ясной погоде.
Приметы на Радугу:
Если радуга появится утром до полудня — быть дождю; вечером — к хорошей погоде.
Если радуга скоро пропадает после дождя — к ясной погоде, стоит долго — к ненастью.
Если во время дождя появляются радуги — к дождю в течение нескольких дней.
Не обошла народная прозорливость бытовые приметы на погоду. Вот некоторые из них на дождь:
Туго открываются деревянные крышки, затычки, оконные рамы, двери; на стеклах в двойных рамах выпадает роса, окна как бы плачут; в посуде с водой на поверхности появляются пузырьки, такие же пузырьки видны и на любой водной глади.
А теперь обратим свои взоры на поведение животных. Домашние животные перед дождем обычно жадно едят траву (даже кошки и собаки) и мало пьют, лошадь трясет головой и закидывает ее кверху; поднимают морды кверху коровы, жадно вдыхая еще и воздух, скот убегает со двора в укрытия; собака усиленно роет землю, залезает в воду; кошка трясет мордой, валяете.
А вот как ведут себя перед дождем птицы: куры купаются в песке, хлопают крыльями; петух без причин кукарекать среди дня, домашний гусь плещется в воде и ныряет; громко, часто тревожно кричат, собираясь в стаи, грачи, вороны, галки, чайки. Ну а рыбаки хорошо знают, что перед дождем рыба выскакивает из воды, не клюет; дождевые черви ползут по поверхности почвы; сильнее кусаются комары и мошки.
А вот примет на улучшение погоды поведению животных поменьше: кошка моется, лижет лапу; лошадь фыркает; петух в начале дня поет в дождливую погоду; птицы в ненастье вдруг начинают щебетать; чайки садятся на воду и плавают.
Приметы: Не к добру
· Класть хлеб верхней коркой вниз.
· Резать хлеб сразу с обоих концов.
· Брать последний кусок с тарелки. Но если вам предложат взять последний кусок, немедленно хватайте — это принесет счастье в любви или материальную прибыль.
· Просыпать соль — к беде. Но если вы отправляетесь на какое-то важное дело, щепотка соли в левом кармане убережет от неприятностей или разочарований.
· Передавать солонку через стол означает передать кому-то свои беды.
Не делайте этого и ни в коем случае не принимайте солонку от других, даже если вам протягивают ее без злого умысла, по незнанию примет.
· При еде нельзя давать доедать кусок другому лицу, так как тот съест у первого всю его силу. Нельзя давать также допивать после себя, чтобы не узнали ваши мысли.
· Накалывать хлеб ножом или вилкой — навсегда лишить себя счастья.
· Если ребенок принес в дом съестное от незнакомых людей, под любым предлогом заставьте его вынести из дому и выбросить — еда может быть заговоренной.
· Плохой знак — опрокинувшийся случайно деревянный стул, особенно если это случилось в больнице.
· Если кто-то придвинул вам стул, ни в коем случае, посидев и встав с него, не ставьте его на прежнее место. В гостях это означает, что вам больше в этом доме не бывать.
· Если у вас случайно упала на пол расческа, не спешите ее поднять, пусть это сделает кто-то другой, или, прежде чем взять, наступите на нее левой ногой и три раза сплюньте через левое плечо. Почти то же самое нужно сделать с упавшими перчатками, но, если кто-то другой поднимет и вручит вам уроненную перчатку, это верный знак того, что вас ожидает приятный сюрприз.
· Если вы забыли перчатки в чьем-то доме, а потом вернулись их забрать, то не берите их через порог, а войдите в дом, даже если очень спешите, сядьте и натяните их на руки. Только после этого можете уходить — иначе вас ждут неприятности.
· Дарить перчатки — к ссоре, но если по неведению это произошло, то за подарок следует отдать немного денег.
· Напевать натощак — плохая примета, вечером придется плакать. Категорически запрещается напевать во время игры в карты или приготовления блюда из муки (пирога, блинов и т. п.).
· Чтобы в кармане всегда водились деньги, положите в него гнутую монету или монету с дыркой. Но она будет помогать до тех пор, пока, получая новые деньги, вы не забываете поплевать на них.
· Свист во многих случаях приносит несчастье. Нельзя свистеть в шахте — может произойти обвал; на корабле — свист отпугивает попутный ветер; за кулисами театра — освищет публика.
. Собираться за столом в количестве 13 человек — очень плохая примета. Если так случилось, чтобы избежать несчастья, нужно выставить лишний прибор и не оставлять его пустым, а наполнять тем же, что и тарелки гостей.
· Плохой знак — провожать гостя взглядом до тех пор, пока он совсем не скроется из виду. Человек может обернуться, после будет сильно тосковать по дому и близким.
· Старинная примета говорит, что, проходя по мосту, лучше ни с кем не разговаривать, даже со своим спутником.
· Чтобы обезопасить себя от плохих примет, нужно три раза сплюнуть через левое плечо: после ссоры или неприятного инцидента; перед тем как отправиться на опасное и рискованное дело, и особенно, когда вы почувствуете, что кто-то посмотрел на вас недобрым взглядом.
· Оберегает от дурных примет и стук по дереву. Настоящего дерева в наше время под рукой может и не оказаться, поэтому носите в кармане хоть маленький кусочек древесной коры.
· Чтобы уберечь себя от дурного глаза, мысленно поставьте между собой и этим человеком зеркало лицевой стороной к нему или, посмотрев в его сторону, проговорите шепотом: «И тебе желаю того же».
· Самый простой способ защиты от сглаза — английскую булавку возможно большего размера приколите ближе к сердцу, но так, чтобы она не была видна окружающим. Головка булавки должна быть направлена вниз.
· Если вы почувствовали, что идущий позади человек хочет вас сглазить или напустить порчу, резко поверните к нему голову, правую руку отведите назад в его сторону и сделайте пальцами знак козы: средний, безымянный и большой пальцы сжаты вместе, а остальные вытянуты. При этом рука направлена в землю.
· Согласно народным приметам, если три раза слить воду через сито, она помогает от порчи и многих болезней.
· Повязки из красных ниток на левой руке оберегают от сглаза и снимают суставную боль. Сила красного цвета переносится и на растения с красными ягодами — калину и рябину. Рябина, по поверьям, отгоняет ведьм.
· Чтобы защититься от влияния злого человека, у входа в дом повесьте ветку зверобоя — она избавит человека от дурных мыслей. При семейной порче горящей веткой зверобоя нужно в течение десяти дней крестить углы в доме. Можно в оконную раму или в дверь на самое видное место воткнуть кухонный нож. Обыкновенный человек этого не заметит, а человек с дурными мыслями вылетит как ошпаренный.
· Когда человек впервые выходит из дому после тяжелой болезни, он должен обойти вокруг дома по ходу солнца. Если не сделать этого, болезнь обязательно вернется.
· Самый простой способ защиты от сглаза или порчи — перекрещивание рук или ног в разговоре с человеком, от которого можно ожидать неприятностей.
· Связать две рябиновые палочки красной ниткой крест-накрест и повесить этот крест между подкладкой и верхом своей верхней одежды. Ни один колдун и ни одна ведьма не смогут повредить.
Мальчик или девочка? Приметы определения будущего пола ребенка.
Определение будущего пола ребенка — тема, всегда интересовавшая будущих родителей. Ведь нужно подготовиться к появлению нового человека и проще это сделать, зная, кто родится: мальчик или девочка. Хотя бы для того, чтобы придумать этому новому человеку имя.
Конечно, сейчас существует современное медицинское оборудование, позволяющее почти со стопроцентной вероятностью определить пол будущего ребенка, но бывают случаи, когда поза плода в утробе такова, что даже УЗИ не позволяет определить пол ребенка. Кроме того, многие родители отказываются от УЗИ, а многие просто не имеют такой возможности.
Здесь и приходят на помощь приметы, позволяющие узнать пол будущего ребенка еще до рождения. Естественно, что такие приметы часто не имеют никакого научного обоснования, но по необъяснимым причинам — сбываются.
Некоторые приметы на рождение ребенка
Если животик острый и выпирающий — то это животик с мальчиком, круглый и широкий — внутри девочка.
Волосы на ногах во время беременности растут больше — будет мальчик. Если волос не прибавляется — девочка.
Если отец и мать, на момент зачатия уже находятся в браке или повенчаны, то родится девочка, а если нет — то мальчик. Мальчик как бы заменит отца и станет мужчиной в доме.
Если в паре сильнее любит женщина — родится девочка. Наоборот — мальчик.
Если до зачатия супруги часто живут половой жизнью, то родится девочка, а если с перерывом в несколько дней — то мальчик.
Если мужчина носит тесное белье — то родится мальчик, если свободное — девочка.
Если зачатие произошло в день овуляции, родится мальчик. Если за пару дней до — девочка.
Будущая мама спит головой ближе к северу — родится мальчик, к югу — девочка.
Ноги матери стали более холодные чем, они были перед беременностью — будет мальчик.
Будущая мама хорошеет во время беременности — ждите мальчика. Внешность стала портиться — ждите девочку. Иногда эта примета упоминает только лицо женщины или грудь. Говорят, что девочки «крадут» красоту матери. Не расстраивайтесь! Беременность — это временно.
Игла на нитке описывает круги над животом — родится мальчишка. Если качается из стороны в сторону — девчонка.
Если тянет на сладкое, фрукты — это означает, что у вас — девочка. Если на соленое или кислое, а так же на мясо и сыр — мальчик.
Слегка расплывшийся нос указывает на мальчика.
Таковы наиболее распространенные приметы определения пола ребенка.
Помните: само по себе рождение ребенка — уже большая радость и, может быть, самое значимое событие в вашей жизни. А уж какого он пола — это вторично. Главное, чтобы был здоровеньким.
Последняя примета (особенно для мужчин):
Отцы часто хотят мальчика, но любят потом больше девочку. Она же напоминает отцу свою мать и его жену в молодости. Естественно, примета распространяется и на матерей, ждущих девочек.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Что? Где? Когда?
Викторина
Краткая история
Первый эфир телеигры был 4 сентября 1975 года. Тогда программа имела название “Семейная викторина “Что? Где? Когда?” и состояла из двух раундов. В ней принимали участие две семьи, которые соревновались между собой. В 1976 году в игре появился детский волчок, который был модернизирован специально для игры. При этом волчок указывал на одного игрока, который должен был без раздумий ответить на прозвучавший вопрос. Если игроку, на которого указала стрелка, это не удалось, то ответить нужно было игроку, на которого указывала вторая стрелка. Затем программа получила определение “телевизионного молодежного клуба”, в котором участвовали студенты МГУ. В 1977 году в игре появилась “Минута обсуждения”, волчок с одной стрелкой и символ игры – живой филин по кличке Фомка.
Первые вопросы были созданы Владимиром Ворошиловым, создателем игры, так как тогда команды телезрителей тогда не существовало. А когда игра приобрела популярность, от телезрителей приходили письма мешками, каждое из которых нужно было проверить, отредактировать и в случае выбора, подготовить все озвучивания его в эфире. До 1979 года всех участников называли игроками, затем появился специальный термин для них “знаток”, который до сих пор используется. В 70-80 года призами были книги, а зимой 1991 года, игра превратилась из “интеллектуального клуба” в “интеллектуальное казино”. Тогда же в игре было такое явление как “смерть” команды, суть которого заключалась в следующем: команда, которая единожды проиграла “навсегда” лишалась права выступления в клубе. Но в 90-х было введено нововведение – “красные пиджаки”, которые позволяли игрокам, получившим хрустальную сову, остаться в клубе даже в случае поражения команды. Команды Алексея Блинова и Михаила Смирнова добились красных пиджаков для целой команды. В 1994 году было отменено правило “смерть” команды. С 1994 по 1998 год в игре позволялось делать ставки — ставить фишки на сумму, равную стоимости сектора. При этом, если стрелка волчка указывала на сектор со ставкой, разыгрываемая сумма увеличивалась как правило в 10 раз. В случае победы знатоков в рамках вопроса, сделанные ими ставки возвращались им, они могли далее ставить те же фишки в следующих раундах. Однако в 1994—1995 годах, когда ставки делала команда, проигравшие ставки все уходили в доход казино, независимо от результата раунда и количества сделанных ставок, а также от того сыграла ли хоть одна ставка команды.
В 1999 году вследствие кризиса летняя серия игр была отменена и знатоки впервые сели за игровой стол лишь 28 декабря 1999 года в так называемой Рождественской серии игр, которая продлилась до 12 января. Стоимости секторов увеличились, однако ставки были отменены, знатоки разыгрывали лишь номинальную стоимость вопроса, которую иногда в несколько раз увеличивал спонсор. Хрустальную сову и золотую фишку дома Корона получил игрок, принесший команде победное очко, им стал Борис Бурда. В ноябре-декабре 2000 года состоялись Юбилейные игры, в которых приняли участие команды различных поколений — 70-х, 80-х, 90-х и 2000-х годов, а также команда Интернета и команда детей знатоков. Всего в XX веке состоялось 248 игр по официальным источникам.
С 2001 года ведущим стал Борис крюк. В тоже время знатоки перестали играть на деньги, в игре появился “тринадцатый сектор” и защитники интересов телезрителей, также были отменены Хрустальная или Бриллиантовая Сова. С 2002 по 2014 годы игра выходила 17 раз в год. С 2002 года была возобновлена практика вручения хрустальных сов телезрителям.
С 2008 года авторы вопросов получают выигрыш в соответствии с тем, какое по счёту очко они принесли своей команде — команде телезрителей. За первое очко телезритель получал 10 тысяч рублей, за второе — 20 тысяч и так далее, а за шестое, победное очко — 60 тысяч рублей.
Описание
“Что? Где? Когда?” – интеллектуальная телевизионная игра , телевизионный интеллектуальный элитарный Клуб “знатоков”.
Используя метод мозгового штурма, команда из шести игроков – “знатоков” – ищет в течение одной минуты правильный ответ на любой заданный телезрителями вопрос. За правильный ответ очко получает команда знатоков, за неправильный же очко получают их противники – команда телезрителей. Побеждает команда, первой набравшая шесть очков.
И Владимир Ворошилов, и Борис Крюк неоднократно подчёркивали, что, в отличие от многих других телевизионных интеллектуальных игр “Что? Где? Когда?” является игрой не на знания и эрудицию, а на интеллект и умение рассуждать. Большая часть вопросов в игре составлена таким образом, что знать изначально правильный ответ не удается даже самым эрудированным знатокам, однако почти во всех вопросах до правильного ответа можно додуматься в рамках минуты обсуждения. Даже среди знатоков, которые дают досрочные ответы, как правило сами знатоки приводят цепочку рассуждений, которую они быстро провели и сумели дать верный ответ.
Правила
В игре принимают участие две команды: “знатоков” и “телезрителей”. Команда знатоков состоит из шести подготовленных игроков (включая капитана) и присутствует в игровом зале, за игровым столом. Команда телезрителей составлена из людей, которые пожелали принять участие в игре и прислали на неё письма с вопросами знатокам. Задаёт вопросы от имени телезрителей ведущий игры, который находится в дикторской кабине и ведёт игру за кадром. Ведущий определяет правильность ответов знатоков, он является главным судьёй. Игра идёт до шести очков (с 1982 года). Команда, первой набравшая шесть очков, побеждает в игре. Письма телезрителей лежат на игровом столе, который разделён на 13 секторов; в центре стола — волчок со стрелкой — детская игрушка, специально переделанная для игры . Волчок является генератором случайных чисел, именно от его выбора зависит очерёдность выпадения вопросов в игре: распорядитель игрового зала (а до 25 декабря 1993 года включительно — один из знатоков) в каждом раунде запускает волчок, стрелка которого указывает на один из конвертов с вопросами телезрителей. Ведущий задаёт вопрос телезрителя и запускает таймер — минуту обсуждения. По окончании минуты знатоки должны дать ответ на вопрос телезрителя. Капитан команды знатоков должен сказать, кто из команды будет отвечать на вопрос (он может ответить и сам). Знаток, как правило, озвучивает свою версию. Ведущий принимает ответ знатоков и оглашает правильный ответ. Если знатоки ответили правильно, они выигрывают раунд и зарабатывают очко. В случае неправильного ответа знатоков очко присуждается команде телезрителей, а телезритель — автор вопроса получает денежный приз. По текущим правилам игры знатоки в игре денег не зарабатывают.
- Обычный вопрос: ведущий устно задаёт знатокам вопрос. Знатоки должны подготовить точную формулировку ответа.
- Вопрос с предметом: распорядитель игрового зала выносит команде знатоков определённый предмет для демонстрации вопроса. Это может быть всё, что угодно — от карандаша до животного.
- “Чёрный ящик”: знатокам выносят чёрный ящик и ведущий даёт описание предмета, лежащего в нём.
- Вопрос с изображением: изображения для иллюстрации вопроса или ответа могут быть показаны знатокам на экране, а могут быть вынесены распорядителем игрового зала. Изображения, которые выносятся перед вопросом, обычно дублируются в течение минуты обсуждения на экране — чтобы все знатоки смогли его разглядеть (при Ворошилове в 90-х годах как правило не дублировались из-за отсутствия технической возможности). Исключение — раунд «Суперблиц»: чтобы соблюсти тишину в игровом зале, на экран изображения не выводятся.
- Видеовопрос, снятый телезрителем: вопрос, который телезритель сам снял на видео и прислал на игру.
- Видеовопрос, снятый корреспондентами: вопросы, снятые с участием одного или двух корреспондентов программы.
- Музыкальный вопрос: вопрос, связанный с прослушиванием музыкального фрагмента. Музыкальные вопросы считаются самыми сложными среди знатоков .
- Тринадцатый сектор: “Интернет против знатоков”. Разыгрывается только один раз за игру. На игровом столе обозначен числом “13”. Когда стрелка волчка указывает на “Тринадцатый сектор”, знатокам задаётся один из вопросов, присланных по Интернету за время прямой трансляции игры. Вопрос выбирает компьютер случайным образом из всех, присланных телезрителями в течение игры. Ведущий читает вопрос, который появляется на экране в игровом зале.
- Раунд “Блиц”: три вопроса по 20 секунд обсуждения на каждый. В этом секторе лежат сразу три письма от телезрителей (или одно, если все три вопроса заданы одним телезрителем). В “Блиц-турнире” знатоки должны ответить на три вопроса подряд, чтобы получить очко. На обсуждение каждого вопроса даётся 20 секунд, экономить которые при досрочном ответе нельзя. Очко команде телезрителей приносит тот телезритель, на чей вопрос знатоки не смогли ответить правильно. Он же получает выигрыш.
- Раунд “Суперблиц”: три вопроса по 20 секунд размышления на каждый, играет один знаток. Усложнённый вариант раунда “Блиц”: отличается тем, что играет не вся команда, а только один знаток. Имя знатока, который останется за игровым столом, обычно называет капитан команды (но иногда бросают жребий). Чтобы получить очко, знаток, оставшийся за столом в раунде “Суперблиц”, должен правильно ответить на три вопроса подряд. Ведущий просит соблюдать полную тишину в зале. Иногда знатоку разрешается в течение 20 секунд рассуждать вслух.
Права играющей команды
Каждая команда знатоков имеет определённые права, действующие во время игры. Запрос к ведущему на признание каждого права подлежит капитану команды.
- Досрочный ответ. Если во время оглашения ведущим вопроса знаток уже подготовил ответ, он может подать знак, и капитан может сообщить ведущему до объявления минуты на размышление о готовом ответе. В случае правильного ответа знатоки получают дополнительную минуту обсуждения (количество минут на обсуждение зависит только от количества правильных досрочных ответов), которую могут использовать на любом другом вопросе, по решению капитана (по окончании игры неиспользованная минута сгорает).
- “Минута в кредит”. В 1990-е годы это правило называлось “покупка минуты”: знатоки имели право купить минуту обсуждения, заплатив за это стоимость вопроса, играя, таким образом, просто на очко. В некоторых сериях игр стоимость покупаемой минуты могла быть выше ставки. Иногда знатоки пользовались этим правом. При Крюке ставки были отменены и правило изменилось: команда знатоков имеет право попросить “минуту в кредит”, когда проигрывает команде телезрителей, которая уже набрала 5 очков. Если “Минута в кредит” поможет знатокам правильно ответить на вопрос, они будут обязаны вернуть минуту в одном из следующих раундов — то есть ответить на вопрос досрочно, без минуты обсуждения. Если команда не вернула “Минуту в кредит” до 11 раунда — при счёте 5:5 знатоки обязаны ответить на вопрос без обсуждения.
- “Решающий раунд”. С 2001 года если команда знатоков набирала пятое очко, она имеет право попросить “Решающий раунд”, чтобы выиграть со счётом 6:0 и обойти другие команды, игравшие в предыдущих играх серии. Если ведущий удовлетворяет просьбу знатоков, то счёт становится 0:0, игра идёт на 6 очков, а за игровым столом остаётся один знаток. Если на “Решающем раунде” выпадет сектор “Блиц”, он автоматически превращается в “Суперблиц”, так как за столом один знаток. В случае правильного ответа счёт становится 6:0 в пользу знатоков, в случае неправильного побеждают телезрители с тем же счётом. Победа со счётом 6:0 позволяет знатокам обойти команды-соперники, игравшие в предыдущих играх серии и претендующие на игру в финале, поскольку в финал выходит команда, обыгравшая телезрителей с более крупным счётом, а при равенстве преимущество имеет команда, игравшая позже.
- “Помощь Клуба”. Перед ответом на вопрос знатоки имеют право взять “Помощь Клуба”. Любой человек, находящийся в зале, может в течение 20 секунд помочь команде знатоков ответить на вопрос телезрителя. “Помощь клуба” может быть использована всего один раз за игру в любом раунде, кроме “Блица”, “Суперблица” и “Решающего раунда”. Ранее помощь клуба можно было брать при любом счете, но на усмотрение ведущего. Впоследствии правило ужесточили — взять помощь клуба стало можно только в ситуации, когда знатоки проигрывают телезрителям. Телезритель, на чей вопрос знатоки ответили правильно, только взяв помощь клуба, получает 100 % денежную компенсацию, в зависимости от раунда и счёта.