14 октября все православные отмечают большой праздник — Покров Пресвятой Богородицы, в основе которого лежит чудесное явление из жизни Андрея Юродивого. Он вместе со своим учеником — блаженным Епифанием — увидели явление Богородицы, которая распростерла свой омофор над собравшимися во Влахернском храме в Константинополе, в котором хранилась риза Божьей Матери.
На Руси праздник стали отмечать с XIII века, именно к этому периоду относятся первые известные иконы и храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Пресвятая Богородица традиционно выступает защитницей тех, кому грозит опасность и кто нуждается в помощи.
История праздника Покрова Пресвятой Богородицы
К 14 октября завершались основные полевые работы, и часть молодежи мужского пола получала возможность уйти на заработки — с Покрова возобновлялись осенние торги и ярмарки. Покров окончательно ставил точку в летней жизни, переводя всю домашнюю деятельность в избу: «Зазимье пришло — засидки привело». С Покрова хозяева начинали утеплять дом на зиму. Также этот праздник считался последним днем сбора плодов и грибов. Верили, что в этот день можно уберечь детей от простуды, для этого ребенка обливали водой сквозь решето на пороге избы.
Праздник Покров Пресвятой Богородицы является непереходящим, поэтому из года в год отмечается первого октября по старому стилю. В современном же календаре эта дата приходится на 14 октября. Русская православная церковь называет Покров великим праздником. На Руси было принято устраивать масштабные празднества в этот день. До наших дней сохранились некоторые традиции.
Слово «покров» ассоциируется с первым снегом, укрывающим землю. Считается, что в этот день встречаются осень и зима.
Приметы на Покров Пресвятой Богородицы
♦ Если вы на Покров увидели отлетающих журавлей, то зима наступит рано и будет холодной;
♦ Если дуб и береза к Покрову потеряют все листья, то год будет легкий, а если не все, то быть суровой зиме;
♦ Откуда на Покров ветер дует, с той стороны и придут первые морозы;
♦ Если первый снег до Покрова выпадет, то зима не скоро наступит;
♦ Какова погода на Покров, такова и зима будет;
♦ Если Покров весело проведешь, то жениха хорошего найдешь;
♦ Чем больше снега на покров тем больше свадеб будет сыграно в следующем году;
♦ Если парень на Покров за девушкой ухаживает, то быть ему ее женихом;
♦ На Покров сильный ветер дует — много будет невест;
♦ Придет Батюшка-Покров, девке голову покроет;
♦ Та девушка которая раньше всех поставит свечу перед иконой пресвятой Богородицы Покровской, та и первой замуж выйдет;
♦ Чтобы дети не болели, их выводили на порог дома и обливали водой сквозь решето или сито. Если для девушки весело пройдет этот день, то долгожданный жених обязательно появится.
Как отмечать Покров Пресвятой Богородицы
В старину наши предки 14 октября прощались с осенью и готовились к встрече долгой зимы. Они примечали, что «на Покров до обеда бывает осень, а после обеда уже зима». К этому дню старались утеплить жилище и закончить все работы на земле. И именно на Покров хозяйки первый раз растапливали в доме печь, используя для этого веточки плодовых деревьев (яблоня, слива), так как считали, что в этом случае сады дадут хороший урожай в следующем году. Люди верили, что семья тоже будет процветать, а в доме всегда будет тепло и уютно.
К 14 октября хозяйки всегда пекли блины. Перед тем, как поставить на стол праздничное блюдо, они обходили весь дом, держа в руках тарелку с блинами и читали молитву Пресвятой Богородице. Другим непременным угощением считался Покровский каравай, который пекли к этому дню и ели вместе с родными и соседями. Остатки каравая сушили и убирали до наступления Великого Поста.
Начиная с Покрова, на Руси играли свадьбы. Кстати, о них судили по погоде. Считалось, что если ночью перед праздником на землю выпадет снег, то будет сыграно много свадеб, а коли в этот день будет дуть сильный ветер, то жди большого спроса на невест.
Гадания на Покров Пресвятой Богородицы
Девушки на выданье обращались к Богородице с молитвами-просьбами: «Покров, покров, покрой мою голову хоть платочком, хоть тряпочкой, чтобы не осталась я в девках». Встретить жениха поскорее, красивого, богатого и молодого – об этом мечтала каждая.
А чтобы места исполнилась как можно быстрее, то в ночь на 14 октября девушка несколько раз произносила: «Покрой землю снежком, а меня — женишком». После этого следовало лечь спать, ни с кем не говоря. Та, которая во сне видела суженого, начинала готовиться к свадьбе.
Очень распространено было гадание на соленых варениках. Суть в следующем: перед сном девушка съедала несколько вареников и говорила: «Суженый-ряженый, принеси мне водички напиться». Если в ту ночь снился мужчина, значит это был суженый.
В ночь накануне Покрова девушки гадали, стараясь увидеть во сне суженого. Для этого существовал, например, такой приговор: «Зорька — зарница, красная девица, мать Пресвятая Богородица! Покрой мои скорби и болезни твоей фатою! Приведи ко мне суженого-ряженого».
Также в канун праздника девушки гадали на хлеб. Потенциальные невесты пекли хлеб, клали на подоконник и ждали, покажется ли в вечернем окне образ будущего избранника.
Было и другое гадание на хлеб. Девушка пекла каравай, брала льняную ткань и несла угощение в овин. Там она клала хлеб на лен, приговаривая: «Ряженый, жених мой сужений, приходи хлебушка отведать». После этого жених должен был явиться во сне. Если же у девушки уже был на примете женишок, и парень приходил к ней в гости на Покров, то его надо было постараться угостить заговоренным хлебом, а кусочек льняной ткани положить ему в карман.
В церкви девушки ставили свечку Деве Марии. Та, у которой свеча горела ровно, готовилась к тихой и спокойной супружеской жизни. Потрескивание при горении предвещало бурную жизнь.
Гадали девушки и на своих будущих детей. Чтобы узнать, кто у тебя родится – мальчик или девочка – нужно было в стакан с водой опустить кольцо, к которому заранее привязать тонкую нить. А потом кольцо медленно опускали возле руки того, на кого гадают. Если колечко двигалось по кругу, значит первенец будет женского пола. А если оно двигалось вперед-назад, родится мальчик.
Ну, а чтобы узнать, кто первый из подружек отправится под венец, девушки брали ниточки одинаковой длины и поджигали их. Та, у которой нитка сгорит быстрее, и выскочит первой замуж. Потухшее пламя и недогоревшая нить говорили о том, что собираться замуж девушке еще рано.
Заговор на замужество на Покров
Вечером накануне Покрова девушки произносили заговор на воду, который звучал так:
«Благослови меня, Боже, на венчальный венец.
Пусть придет моему девичеству конец.
Не нужны мне больше девичьи косы,
Пусть незамужние девки их носят,
А прошу взамен я бабий платок,
Да золотой венчальный перстенек.
Благослови меня Бог, на святой Покров».
После этого следовало заговоренной водой вымыть лицо, а утереться рекомендовалось рубашкой своего избранника.
Заговор на Покров на скорую свадьбу
Этот заговор принято было читать с утра, глядя в окно в ту сторону, где живет суженый:
«Покров-батюшка, пошли венец мне, рабе Божьей. Пусть ангелы ставят тридевять тынов плохим женихам, а моему единственному, красну-соколу, путь яркой свечей освещают, ко мне рабе Божьей, зазывают, на брак венчальный благословляют!»
Приворот на Покров для привлечения жениха в дом
Считалось, что этот обряд действует в том случае, если на Покров уже выпал снег. Девушка выходила за порог и начинала сметать снег в дверям своего жилища, приговаривая:
«Как батюшка-Покров пришел,
Так и мой жених меня нашел.
Я мету снежок, заметаю,
Жениха красного к себе в дом зазываю.
Как покрывает мою голову покровом снежок,
Так бежит, спешит ко мне женишок.
Несет мне венчальный перстенек дорогой,
Красный кокошник да подзатыльник золотой.
Меня, рабу Божью в жены взять желает.
Слово мое крепко. Аминь»
Чего нельзя делать на Покров Пресвятой Богородицы
В день Покрова Пресвятой Богородицы нельзя работать. Этот день необходимо провести этот день в молитве и посещении церкви.
Если в этот день вы вынуждены работать, надо делать все по совести.
14 октября запрещается занимать деньги и заниматься несрочными домашними делами.
Поста на Покров нет. Если же день праздника выпадает на среду или пятницу, то уместно употреблять рыбу.
Молитвы на Покров Пресвятой Богородицы смотрите ЗДЕСЬ.
Поздравления на Покров Пресвятой Богородицы
♦ Покров – старинный русский праздник,
Что почитается давно!
Несет он свет традиций разных,
Нам их исполнить суждено.
С Покровом вас я поздравляю,
Хочу удачи пожелать,
Любить и верить, бед не зная,
И веру в Бога не терять!
♦ На Покров Пресвятой Богородицы
Я желаю тебе всяких благ.
Чтоб добро возвращалось бы сторицей,
Получал бы возмездие враг.
Пребывай в замечательном здравии,
И иди себе с Богом вперёд.
Жизнь свою, как захочешь, выстраивай,
И не знай ни забот, ни хлопот.
♦ Богородицы Покров –
Величайший праздник,
Принесет он Вам любовь,
Много благ прекрасных.
Пусть святая благодать
С неба разольется,
Причин не будет унывать
И легко живется!
♦ На Покров Богородицы – от души
Пожеланья сердечны и хороши,
Чтобы в жизни всегда и во всем везло,
Чтобы в душах царило всегда тепло.
Пусть святой этот праздник обережет
От хлопот всевозможных и от невзгод,
Пусть всегда будет радостной жизнь твоя,
Только счастье подарит тебе семья.
♦ С праздником Вас, Покрова Богородицы!
С Днем светлой радости, веры, добра.
Пусть Ваше сердце любовью наполнится,
Будет судьба Ваша счастьем щедра!
♦ Пусть укроет Матерь Божья вас от горя и печали,
Чтобы жили вы счастливо, бед и горечи не знали,
Под Ее Покровом Чистым, много доброго случиться
И приветною Жар-птицей, радость в сердце постучится!
♦ Покров Владычицы Небесной,
Встречайте с радостью в душе,
Пусть Он вам силою чудесной,
Укажет верный путь в судьбе!
От слез, недугов и печали,
Пусть Матерь Божья защитит
И все о чем вы лишь мечтали,
В счастливой жизни воплотит!
♦ Пусть Богородицы Покров,
Одарит вас своим теплом,
Приносит радость ясных дней,
Улыбки добрые друзей!
Пусть Он от горя защитит,
Мечты в реальность воплотит
И с теплотой душевных слов,
Подарит счастье и любовь!
♦ Пусть Богородицы Покров,
Одарит вас своим теплом,
Дает простор счастливым дням,
Заветным планам и мечтам!
Пусть от печали защитит,
Прекрасной жизнью наградит,
Уносит прочь печаль и боль,
Чтоб жизнью правила любовь!
♦ Поздравляю вас с Покровом Богородицы,
Под радости немеркнущей звездой!
Пусть все хорошее, сегодня, приумножиться,
Одарит счастьем вас, любовью, теплотой!
♦ Пусть оградит Владычица от горя и недуга,
От лютого врага и мелочного друга,
От скверны и нужды, от всяческой напасти,
И наградит любовью, радостью и счастьем!
♦ Явилась Богородица нам в знак,
Что будет мир покой и только так,
Покрыла тех омофором своим,
Кто верил, знал и истину кто бдел!
Ей наша благодать всегда за то,
Что не оставила, не бросила еще,
Что праздник этот нам тем самым подарив,
В который раз червя земли возлюбив,
Нам веру, счастье подарили от себя,
Чтоб прибывала с нами вера навсегда!
♦ Великий праздник – день святой,
Покров, мы празднуем с тобой!
В душе нам благодать легла,
И это знаю, что на все нам времена.
Я поздравляю Вас с Покровом днем,
И покаяния желаю только в нем,
Чтоб знали вы, что любит нас Мария,
Чтоб помнили ее и возносили,
Чтоб день особым каждому бы был,
И в лучшее бы верил, с тем и жил!
♦ Позову – молитвою без слов,
Ты откликнешься – горячей речью
Снежной скатертью падет Покров
На просторный стол короткой встречи.
Ангел чуть качнется на часах,
Словно воин, вставший за околицей,
И пройдет в раскрытых небесах
По горящей кромке – Богородица!
♦ Тебя воспеть певца безсильно слово!
Твоей любви сравнения в мире нет!
О Матерь Божья! Под Твоим Покровом
Имеем мы прибежище от бед.
Незримый взору, он простерт над нами.
Тепло мы всюду чувствуем его:
На ложе сна, в пути и в Божьем храме
Хранит нас ткань Покрова Твоего.
Любой брони и стали он прочнее,
От пуль спасает воина в бою,
И над младенца колыбелью вея,
Он дарит нежность и любовь Твою.
За звездами и дальними мирами,
Там, где любви бессмертной торжество,
И день и ночь, простертая над нами,
Хранит нас ткань Покрова Твоего!
♦ Я сердечно поздравляю
Вас и Ваших родных с праздником!
Доброго Вам всем здоровья,
Благополучия, духовного возрастания
И покровительства Пресвятой Богородицы!
♦ По осенним седым облакам вошла Богородица в храм.
На колени Она опустилась, перед образом Сына молилась.
И над всеми, кто верить готов, распростерла святой Свой покров.
Он из света небесного свит, невесом и прозрачен на вид,
Он от скорби и бед защитит.
♦ Я поздравляю Вас с Покровом,
Пускай уйдут все беды вон,
И жизнь к вам обернется сказкой,
И станет словно дивный сон!
Мы службу ныне и молитвы,
Все обращаем для нее,
Для Богородицы, что с нами,
Добра была, тогда давно!
Так пусть и ныне, пусть и далее,
Коснется другов благодать,
Чтоб каждый мог бы в этой жизни,
Ее все время осязать!
♦ Мы ждали этот день особый,
В надежде, что нам благодать,
Всем непременно в жизни ляжет,
Да припечёт — не отодрать!
И всяк и все спасибо скажут,
За этот дар, что нам в судьбе,
И хорошо нам верно станет,
Тебе, конечно, да и мне!
Так пусть надежды не обманут,
Пускай случится, что так ждем,
А я отклоняясь, пожалуй,
Покров пришел и счастье в нем!
14 октября 2020: Покров Пресвятой Богородицы
14 октября, в день Покрова Божией Матери, православные христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. На Руси этот праздник называли Покров день. Мы расскажем о событиях и традициях Покрова.
Что такое Покров Пресвятой Богородицы
Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы
События Покрова Пресвятой Богородицы
История празднования Покрова Пресвятой Богородицы
Покров день — народные традиции праздника
Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Покров Божией Матери
Покров Пречистой Богородицы. История в картинках.
Икона Покрова Пресвятой Богородицы
Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы
Кондак Покрова Пресвятой Богородицы
Величание Покрова Пресвятой Богородицы
Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве
Что можно есть на праздник Покрова Пресвятой Богородицы
Что такое Покров Пресвятой Богородицы
Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников Русской Православной Церкви. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми. Покров Пресвятой Богородицы празднуется только в Русской Церкви.
Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы
Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Дата праздника фиксированная — 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю).
Что можно есть на Покров Пресвятой Богородицы
На Покров Пресвятой Богородицы поста нет. Если же день праздника выпадает на среду или пятницу — разрешается рыба.
События Покрова Пресвятой Богородицы
История самого события, послужившего поводом к установлению праздника, известна достаточно хорошо. К Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью.
Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.
Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.
Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений. Вопрос вызвает лишь то, кем были кровожадные покорители византийской столицы? По некоторым данным, это были пришедшие к Константинополю сарацины. Однако, есть и другая версия.
Как полагает ряд ученых, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, а значит нападающими были именно русы, а не сарацины, так как сарацинские нашествия случились на полвека позже. Патриарх пишет: «Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным. Когда море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плаванье, a на нас воздымая свирепые волны брани. Когда они проходили перед городом, неся и выдвигая пловцов, поднявших мечи и как бы угрожая городу смертью от меча…
Так почему же именно на Руси эти события в памяти верующего народа остались глубже, чем даже в памяти потомков чудесно спасшихся византийцев? О князьях Аскольде и Дире известно не только как о жестоких войнах и разорителях чужих земель. Известно также и то, что после неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников.
Если это действительно так, то значит моментальное поражение в не самой славной военной кампании лишило русов материальных трофеев, но принесло им нечто гораздо большее. Недаром, события времен Аскольда и Дира порой называют «первым крещением русов».
История празднования Покрова Пресвятой Богородицы
Мы читаем об установлении праздника в русском Прологе ХII века (древнерусский житийный сборник).
«Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества. восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая».
На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. Одна из самых древних и красивых — Покрова на Нерли. Ее возвел святой князь Андрей Боголюбский. Есть предположение, что именно он и распространил традицию празднования Покрова Богородицы на Руси.
Икона Покрова Пресвятой Богородицы
Самые древние на Руси изображения праздника Покрова можно увидеть на вратах Рождественского собора в Суздале и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове. Относятся они к XIV веку.
Известны две основные иконографические традиции Покрова – «суздальский» и «новгородский». В первом случае Богородицу изображают перед храмом, она простирает свой омофор (покрывало для головы) над всеми, кто молится в нем. Самый первый известный нам образец «суздальского» типа — храмовая икона Покровского Суздальского монастыря. Она была написана во второй половины XIV века, а сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.
В «новгородском» типе икон омофор поддерживают ангелы, а не Богородица. Сама Божия Матерь изображается стоящей внутри храма. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом. Сейчас ее можно увидеть в Новгородском музее.
В конце XV века эти две иконографические традиции стали объединяться.
Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
В сей день мы, православные люди, торжественно празднуем, благословляемые Твоим, Богомати, пришествием, и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших»
Кондак Покрова Пресвятой Богородицы
Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
Ныне Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо молится за нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы же с пророками ликуют: ибо о нас молит Богородица Предвечного Бога
Величание Покрова Пресвятой Богородицы
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.
Величаем Тебя, Пресвятая Дева, и чтим Покров Твой святой, ибо видел Тебя святой Андрей на воздухе за нас Христу молящуюся.
Покров день — народные традиции праздника
Шибанов Михаил. «Празднество свадебного договора». 1777. Третьяковская галерея. Москва.
На Руси праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии называли Покров день, а еще: Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая, Засидки, Обсичане, День Романа Сладкопевца, Покров-Батюшка.
В народном сознании христианский смысл события, легшего в основу праздника, тесно переплелся с сугубо мирскими обычаями. Смена времен года, пережитки языческих верований, бытовые хлопоты — все оказало свое влияние.
В эту пору (1 октября по старому стилю, 14 октября — по новому) заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне готовились к зиме, девушки собирались на посиделки. А еще это было начало осеннего свадебного сезона.
Покров — «встреча Осени с Зимой». Люди ждали первый иней, который «покрывал» землю и был предзнаменованием надвигающихся холодов. Кроме того крестьяне связывали слово «покров» с обычаем, согласно которому после свадьбы женщина могла ходить только с покрытой головой. «Простоволосыми» разрешалось ходить только незамужним девушкам.
Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы в Москве в 1635 году основал царь Михаил Феодорович. По преданию, в честь Покрова Божией Матери его освятили потому, что отец Михаила Феодоровича, Патриарх Филарет, умер именно в этот праздник.
Сначала монастырь назывался «Покрова на убогих домах», потому что здесь, на окраине столицы, располагалось кладбище для погребения бездомных, бродяг и казненных. Покровская деревянная церковь существовала до основания монастыря и была приходской.
В 1808 году на месте обветшавшего храма возвели каменный монастырский собор, а в последующие годы территорию обители украсил еще один храм — во имя Всех Святых, трехъярусная колокольня, стены и ворота. С 1751-ого по 1776-ой здесь располагалась Духовная семинария, а в XIX-XX веках монастырское кладбище было усыпальницей московского купечества.
В 1812-м обитель разорили французы, но за несколько лет после войны ее восстановили. В 1926 году советские власти взорвали монастырскую колокольню, затем закрыли Покровский храм, снесли часовню и могильные памятники. В 1929-м был закрыт Воскресенский храм. На месте кладбища разбили парк, он существует и по сей день. Около 70-ти лет в зданиях храмов и монастырских корпусах располагались тресты, конторы, банки, спортзал, бильярдная.
В 1998 году сюда с Даниловского кладбища были перенесены мощи праведной старицы Матроны. В 2004-м блаженную Матрону причислили к лику святых. Сейчас Покровский монастырь — место паломничества всех, кто хочет помолиться у мощей старицы.
Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Покров Божией Матери
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
С самого начала христианства на Руси Божия Матерь считалась Покровительницей земли нашей. Под Ее покровом, силой Ее молитвы росла вера православная на нашей земле. И минутами многие спрашивают, задают вопрос себе и другим: Каким же это образом, когда земля Русская, Церковь наша родная изначально были под защитой Пречистой Девы Богородицы, — каким образом могла наша Русская история и судьба нашей Церкви порой быть такой страшной и такой трагичной? Сколько боли, сколько страха прошло через русскую историю, и не только в ее светском образе, но и в самой Церкви. Мученики восставали из столетия в столетие, свидетели Христовы погибали. Как же это можно совместить с нашим убеждением, что над Церковью нашей, над родиной нашей — Покров Пречистой Девы Богородицы? Мне думается, что это можно понять, если только вспомнить, как Она стояла у креста Сына Своего единородного и ни словом не обмолвилась, ни криком, ни слезой не умолила, чтобы Его не распинали, потому что Она знала, что Сын Божий, ставший сыном человеческим через Нее, пришел для того, чтобы жить, учить, жизнь Свою отдать и умереть на кресте для спасения человеческого рода. И мы, христиане, не только люди, которые веруем во Христа, мы, христиане, Его ученики, мы от Него получили в наследие заповедь любить друг друга так, как Он нас возлюбил, иметь такую любовь, которой земля не знает: Никто большей любви не имеет, как тот, который жизнь свою положит за друзей своих.
Мы причащаемся Святых Тайн. Что же это значит? Это значит, что чудом святого приобщения жизнь Христова, человеческая природа Христова делается нашей жизнью и нашей природой, и что хотя бы в зачаточном виде наше присутствие на земле есть икона и реальность Христова присутствия в трагическом, многострадальном нашем мире. Каждый из нас в меру своей отдачи Богу, в меру того, верит ли он или не верит во Христа — не словом, не чувством только, но всей жизнью своей, каждый из нас призван пройти путь Христов. А путь Христов мы знаем. Когда Иаков и Иоанн, два из Его учеников, подошли к Нему, прося, чтобы, когда Он победителем придет, они могли сесть по правую и левую руку Его престола, Он им ответил: Можете ли вы, готовы ли вы пить чашу, которую Я пью? — т.е. разделить ту судьбу, которую Я взял на Себя по любви, к вам, к человеческому роду, готовы ли вы погрузиться в тот ужас, который будет ужасом Моей судьбы: предательство, поцелуй Иуды, бегство апостолов, одиночество, беззаконный суд, лжесвидетельство и, наконец, осуждение на смерть, и путь на Голгофу, нося крест, на котором Ему надлежало быть распяту и умереть? И когда Его пригвождали ко кресту, когда этот крест ставили так, чтобы Он мог умереть на глазах у всех медленной смертью, под насмешками Его осудителей и мучителей, каковы были Его слова? — Прости им, Отче, они не знают, что творят. И Божия Матерь стояла, и ни словом не стала умолять, чтобы пожалели Ее Сына, ни словом Она не обратилась к Нему, с тем чтобы Он Божественной властью и силой Своей сошел со креста, потому что Она знала, что для того-то Он и пришел а мир.
Я когда-то спрашивал Святейшего, приснопамятного, дорогого всем нам патриарха Алексия, как бы он определил Церковь, и он мне сказал: Церковь — это тело Христово, распинаемое ради спасения своих мучителей. Только тогда, когда мы являемся жертвой, получаем мы ту власть, которую Христос имел, сказать: Прости им, Отче! — потому что принятием страдания без протеста, безмолвно отдавая себя (Христос сказал: Никто не отнимает у Меня жизни, Я отдаю ее свободно) — когда мы тоже отдаем себя на поругание, на насмешки, а порой и на худшее, мы получаем власть прощать.
Близкий мне человек, друг мой, старше меня лет на двадцать с лишним, был взят в концентрационный лагерь во время немецкой оккупации. Когда он вернулся, я его опросил, встретив на улице: Что вы принесли с собой из лагеря? И он мне сказал: Неумолкающую тревогу. Я на него посмотрел и сказал: Неужели вы там потеряли веру? — Нет, — сказал он, — но пока я был в лагере, пока я был в страдании, под опасностью смерти, когда меня мучили, терзали и голодом и побоями, я в любую минуту мог сказать: Отче, прости им, они не знают, что творят! — и я знал, что Господь не может не услышать мои молитвы, потому что я своей кровью Ему свидетельствовал в том, что я всерьез эти слова произношу, из глубины страдания взываю о прощении моих мучителей. А теперь я на свободе, а те, которые нас так мучили, так терзали, так зверски с нами поступали, может, не покаялись, не поняли, что они делали, но когда я кричу к Богу, вопию к Нему, плачу перед Ним о том, чтобы Он их как-нибудь спас, не может ли Господь мне сказать: Легко теперь о них молиться: ты не страдаешь; чем ты докажешь Мне свою искренность в молитве. Вот отношение простого русского христианина. И к этому все мы призваны, потому что мы крещением облекаемся во Христа, потому что мы миропомазанием получаем Духа Святого, потому что мы причащением становимся одним телом, одной жизнью со Христом Спасителем, Сыном человеческим, во всем подобным нам, кроме греха, но и Сыном Божиим, и начинается в нас тот процесс, который должен нас приобщить Божественной жизни в конце времен.
И вот когда мы думаем о Покрове Божией Матери над Русской землей, разве мы не можем понять, что Она — да, вместе с нами стояла у престола Божия, что Она слезно молила Бога о том, чтобы милость сошла на нас, чтобы крепость нам была дана, но не о том, чтобы мы были лишены чудесного дара жить и умирать во спасение тех, которым нужно наше прощение и нужно свидетельство о том, что значит быть человеком, в котором живет Божественная любовь.
Но вы скажете: Как это сделать? Где найти силы. Апостол Павел обратился к Богу, видя, что ему надлежит совершить на земле, обратился к Нему с мольбой о силе, и Христос ему ответил: Довольно тебе Моей благодати, сила Моя в немощи твоей проявляется. В какой немощи? Конечно, не в страшливости, не в трусости, не в лени, не в унынии, а в той немощи, которую мы можем явить, когда мы отдаем себя беззащитно, как ребенок себя отдает в объятия матери, не защищаясь, просто зная, что он безопасен в ее объятиях. Вот как мы должны отдать себя Богу, и тогда сила Божия в нас совершится, не мудростью наших слов, не силой наших действий, а открытостью нашей благодати Божией, которая будет изливаться через нас на всё и на всех вокруг нас.
Мы имеем другую еще радость сегодня: мы впервые можем молиться Святейшему Патриарху Тихону. Он для нас — образ многострадальной, распятой Руси. Он, человек старого времени, вошел в новое время, неведомое ему до того, и вгляделся в пути Божии; и эти пути он сумел прозреть, и смысл их для себя и для других раскрыть, и он поставил Церковь в должное положение по отношению к земным властям и к Богу. Он для нас — образ всех новомучеников, которых мы вспоминаем, всех подвижников веры, мужчин и женщин, детей и стариков, которые свою жизнь отдали, которые жизнью и смертью поплатились за то, что они захотели до конца остаться Христовыми. Он как бы ключ, он — средоточие всего этого подвига. Он в свое время соединял невидимо, через непроходимые границы, тех, которые остались на многострадальной, измученной нашей родной земле, и тех, которые, подобно моим родителям и мне, оказались на чужбине, лишенные родины и лишенные такой земли, в которой они могли стать своими. Он нас соединял, он был тем, который за нас всех молился и за которого мы и тут, и там могли молиться одним сердцем. Какое чудо! Конечно, он молился за нас, за Русскую землю и когда был на земле живым, и когда предстал перед престолом Божиим. Признание его святости говорит в первую очередь не о его святости, а о том, что теперь мы можем ее провозгласить, о том, что теперь мы ее понимаем, как, может быть, не понимали раньше, и благодарим Бога за то, что, подобно ему, следуя его учению, его образу, миллионы людей на родной земле жили и умирали по вере своей. Слава Богу. И поэтому когда нам придет время скорби, большой или малой, будем помнить, что скорбь наша — это скорбь Христова, что несем мы эту скорбь, потому что мы Христовы, потому что мы — тело Христово на земле, продолжение Его телесного присутствия, Его распятого тела. Аминь!
Рекомендовано для использования на уроках ОПК.