Нельзя есть в темноте и украдкой, не то дети ворами станут. — Мы уже говорили об этой примете в связи с заботой о беременных, но это относится и ко всем людям. Вероятно, поверье имеет прежде всего этический смысл. Еда — важный жизненный процесс, и проходить он должен в удобных, комфортных условиях. В отличие от животных, которые, добыв пищу или украв ее, едят, скрываясь от постороннего взора, человек питается открыто: ему незачем таиться, свой хлеб он сам и заработал. Если же кто-то ест в темноте, это значит, что он скрывается. Почему? Может, он — вор? Тогда и дети его могут стать ворами, по пословице о яблоньке и яблочке. Здесь уместна притча об отце, который послал сына украсть барана. Сын не стал красть, а купил барана, но отцу об этом не сказал. Ели они барана целый месяц. Сын поздоровел, выглядел упитанным, а отец оставался таким же худым. И все потому, что один был спокоен, а второй постоянно боялся, что кража раскроется, и еда не шла ему впрок.
Большой урожай хлеба — к близкому голоду. — В основе поверья лежит наблюдение над цикличностью урожаев и неурожаев.Обычно из-за малого надела земли крестьяне сеяли злаковые на одном и том же месте, не имея возможности чередовать культуры. В результате земля не могла постоянно плодоносить, требовала «отдыха», и за урожайным годом нередко следовал неурожайный. Поверье настраивало на экономию и предусмотрительность.
С ножа не ешь — злым будешь. — Поверье связано с мистическим восприятием ножа как оберега от нечистой силы. Следовательно, относиться к нему надо уважительно. Бытовая сторона вопроса куда проще: если человек ест с ножа, он может поранить язык или губы. Тут уж поневоле злым станешь.
Телятину есть — грех. — Казалось бы, вот уж странный запрет, ни на чем не основанный! Тем более что сейчас, особенно в городах, телятину (коль средства позволяют) едят с превеликим удовольствием. Но поверье это не городское, а сельское. Коровы хорошо доятся, пока рядом с ними телята. Не будет их — и молока меньше станет. Так что грешно или не грешно, но уж точно — неразумно.
Кто черствый хлеб ест, тот хорошо плавает и грозы не боится. — Современные медики тоже говорят о пользе подсушенного, «вчерашнего» (но не залежалого, не плесневелого) хлеба. Может быть, потому веками так популярны сухари. Но, думается, лучше согласиться с В.И. Далем, что в основе лежит обычная педагогическая «обманка»: мол, ешьте, дети, что дают, не привередничайте. А поскольку все хотят хорошо плавать, сулится и это умение. Интересна тут связь плавания с грозой. Дело в том, что в старину считалось очень полезным купаться в грозу: люди, жившие в единении с природой, не могли не заметить энергетической насыщенности воды в грозу. Шли и общаться с богом грома и молнии — Перуном.
Хлеб выбрасывать — большой грех. Кто недоеденные куски бросает, а не птицам скармливает, тот бедным станет. — Поверье очень древнее, и смысл его ясен: хлеб надо беречь, он вырос с помощью Дажьбога (Солнца), на его выращивание, обработку затрачено много труда. Кто не бережлив к хлебу, того небесные силы накажут. Это верно и в бытовом смысле: кто не бережлив, тот обречен быть бедным. Что касается птиц, то к ним у народа издревле было бережное отношение, так как птицы символизировали души умерших. Лучше отдать хлеб им и тем самым совершить благой поступок, чем выбросить кусок без всякого смысла.
Первый блин — заупокойный. Его кладут на подоконник, приговаривая: «Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!» Кто на поминки блины печет, тот о насыщении души покойного печется. Нельзя, чтобы чужие смотрели, как блины печешь: могут сглазить, и блины не зададутся. — Блины у славян — любимое обрядовое блюдо. Это связано с тем, что блин олицетворял собою Солнце, солнечный диск, а Солнцу славяне в древности поклонялись как верховному богу. Потому блины пекли и на Масленицу (встречая приход весны, яркого Солнца), и на свадьбу, и на поминки. С первым блином связано немало поверий, и каждое из них основано на том, что он предназначен для души умершего. Блин специально оставляют либо на подоконнике, либо на могилке. Второе из приведенных выше поверий (кто блины печет, о душе покойного печется) восстанавливает корневую связь между словами печь и печься. Блин по праву считается старше любого другого хлебного изделия; больше того, это и символ вечности (круг). Хозяйки подметили, что если посторонний смотрит, как пекут блины, то они выпекаются не столь безупречно. Вероятно, причину надо искать не в сглазе, а в том, что при посторонних женщина начинает спешить, нервничает — и в результате следит за блинами не так тщательно, как в привычной обстановке.
Отговев, надо купить связку бубликов и разделить с друзьями и близкими — тогда увидишься с ними и на том свете. — Говеть — означает соблюдать строгий пост, ничего не есть. Говеют, готовясь к исповеди и причастию. Соответственно разговеться — означает: завершить пост, начать есть. Вот здесь и предлагается, отговев, разговеться бубликами. Бублик — еще один символ круга, вечности. Связка бубликов включает в эту символическую вечность всех близких, друзей. Это и как бы совместное преломление хлеба. А встреча на том свете — благое последствие такой символической круговой связи на Земле.
Не ешь горох натощак — кого-нибудь сглазишь. — Поверье связано с двояким отношением к гороху. С одной стороны, это один из магических символов плодородия (не случайно им обсыпают невесту, желая новой семье много детей). С другой стороны, горох — еда достаточно тяжелая и добавляться должна в пищу понемногу. Завтрак, начатый с гороха, может испортить человеку настроение на весь день. А это плохо отразится и на отношении к окружающим.
Горшок с кашей в печи треснул — не к добру. — Горшок с кашей — один из символов благополучия в доме. Уважительное отношение к горшку в печи усиливается еще и тем, что он круглый и горячий (отзвуки обожествления Солнца). С помощью печного горшка (как и веника) переносили из старого жилища в новое домового. Печной горшок нередко использовался и при гадании, для связи с душами умерших. Но и без этой древней мистики горшок с кашей, треснувший в печи, — конечно, не к добру: о каком добре может идти речь, если и семья без каши осталась, и горшок новый покупать надо.
Не ешь, переступая через порог: нечистый тобою овладеть может. — Как мы уже говорили, порог отделяет свое, домашнее, защищенное пространство от чужого, населенного разными силами, в том числе и недобрыми. Поэтому, переступая эту границу с открытым (жующим) ртом, человек дает возможность нечистому вселиться в него. Но, наверное, еще важнее бытовой смысл поверья: занимаясь едой на ходу, можно споткнуться о порог. Есть надо за столом.
Не ешь во время учения: заешь выученное. — Это же поверье относится и к чтению во время еды. Суть его основана на фи-зиологии: во время еды кровь приливает к желудку, а не к мозгу, поэтому выученное «заедается», то есть попросту не воспринимается, не запоминается. В поверье отражено и уважительное отношение к еде, к самому процессу приема пищи, который в народе достаточно строго регламентирован: когда, где и как можно есть.
Ложку на столе после обеда забыть — к гостю. — Эти и многие иные приметы и поверья, связанные с гостем, основаны на нераздельности гостя и угощения, пищи. Оставить ложку на столе после того, как все уже сыты, отобедали, можно только для гостя. Отметим и частичную перекличку этой приметы с поверьем о двух кусках хлеба: начал есть второй кусок, когда первый еще недоеден, — значит, кто-то близкий голодает. То есть все, что случайно оказалось за столом лишним, — для другого или в память о другом. В день поминовения близкого человека для него даже ставили отдельный прибор.
Если солонину готовить во время новолуния, то она скоро испортится. — С новолунием в народе связана порча почти всех продуктов питания. Это не случайно, ибо многие предания и мифы строятся на том, что Луна — это планета мертвых, там обитают их души, улетевшие с Земли; соответственно свет Луны — это мертвый свет, отрицательно влияющий на все живое. В этом смысле Луна противопоставляется животворящему Солнцу. «На возрастающей Луне» (от новолуния до полнолуния) свет ее активнее, чем «на уходящей Луне». Поэтому и все заготовки продуктов в это время обречены на неудачу. Есть некоторый резон прислушаться к этой примете, основанной на опытных народных наблюдениях, ибо в разные фазы Луны некоторые процессы (в том числе засолка) протекают по-разному.
На Воздвиженье соленые огурцы надо встряхивать в кадке — тогда они будут лучше храниться. — Засоленные огурцы желательно встряхивать не только на Воздвиженье. Но тут мы имеем дело с частым в народе обыгрыванием слов: Воздвиженье — двигать, передвигать. Точно так же в народе говорят: на Тихона Солнце тише идет. В этом случае игра слов отражает астрономическое явление: к концу июня Земля действительно вращается вокруг Солнца со скоростью, которая на 3600 километров в час меньше, чем в начале года.
Не пей нападкой (то есть лежа или став на колени), не то подтолкнет черт лопаткой. — На основе этого поверья созданы сказки о братце Иванушке и сестрице Аленушке, о мужике и черте и т.д. В основе лежит мистический запрет пить воду из открытых водоемов, не отделяя себя от них, а наоборот — соединяясь с ними, как бы кланяясь водяному и другой нечисти, покоряясь им. Еще более ярко просматривается бытовой смысл: ведь пить, наклонившись к воде (реке, озеру), — значит подвергать себя опасности утонуть. К тому же, используя для питья стакан или кружку, человек способен и оценить качество, чистоту воды.
Кто все четыре поста постится, за того все четыре евангелиста Богу молятся. Во время постов нельзя говорить слово «мясо» — надо говорить «скоромь». Кто в пост скоромное ест, у того рябая невеста будет. Кто перед Успением Пресвятой Богородицы постится, тот от покушения лукавого сохранится. Кто в пятницу перед Вознесением постится, тот от утопления сохранится. Кто в пятницу перед сошествием Духа Святого постится, тот от меча сохранится. Кто перед днем Козьмы и Демьяна постится, тот от смертного греха сохранится. Кто в пятницу перед Ильиным днем постится, тот от вечных мук сохранится. — Все эти поверья построены, естественно, на желании поддержать тех, кто постится, то есть не вкушает скоромного, говеет, средопятничает (соблюдает пост в среду и пятницу) и т.д. В данном случае мы видим сплетение церковных предписаний с народным творчеством, которое по-своему поясняет и оправдывает эти предписания. Медицина подтверждает необходимость и строгую продуманность постов, которые направлены на поддержание здоровья.
Бумагой стол вытирать — к ссоре. — Поверье это не столь уж старинное, но основано оно именно на старинном уважении к столу, который надо не просто вытереть, а тщательно вымыть, и протереть не кое-как, а бережно, предназначенной для этого мягкой тряпочкой или даже полотенцем. Поверье основано и на ассоциации: шум, шелест бумаги — шум ссоры.
Ладонью крошки со стола не смахивай, а то этой же ладонью крошки просить придется. — Запретительное поверье, подчеркивающее уважение к хлебу. Даже крошки надо собрать и съесть. Или птицам отдать, но ни в коем случае не смахивать на пол.
В начале и в конце обеда съесть кусочек хлеба с солью — к счастью. — Хлеб-соль — не только символ гостеприимства, но и магический оберег. Считалось, что соль защищает от нечистой силы и ее полезно съесть вместе с другим святым продуктом — хлебом. Само происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца — Солонь (так, кстати, назывался македонский город — ныне греческий порт Салоники); «идти посолонь» (старинное выражение, еще бытующее кое-где) — означает: «идти по Солнцу». «Хлеб да соль!» — традиционное пожелание добра, достатка, хорошего аппетита. А хлебосольство близко по значению к гостеприимству. Наконец, еще одно пояснение к этой примете: если можешь перед обедом хлеб с солью съесть — значит, голоден; а если и после обеда можешь — значит, не переел. Хорошая примета.
Хлеб в печи раздвоился — к отъезду кого-то из домочадцев. — Имеется в виду отслоение части каравая от целого. Хлеб — символ единства семьи: о том, кто оказался вне семьи, говорят: «отрезанный ломоть». И по ассоциации «раздвоение каравая — раздвоение семьи» делают предположение, что кто-то может уехать.
Чай пролить — к недоразумению. — Одна из многочисленных «смягчающих» примет, которая не несет ни положительной, ни отрицательной нагрузки. Смысл ее лишь в том, чтобы разрядить обстановку, не дать возникнуть психологическому дискомфорту. Кто-то пролил чай (уже недоразумение!) — и все вспоминают о примете. Тем недоразумение и исчерпано, о нем можно тут же забыть.
Чаинка в стакане плавает — к подарку. — Подобное же поверье существует и о мухе, попавшей в суп. Мы имеем дело с функцией приметы, которая направлена на то, чтобы успокоить человека, гипотетической посулой скрасить небольшую досаду.
Яблоко со стола упало — к свиданию с возлюбленным. — Дело тут в символике яблока, как плода любви (можно вспомнить и миф о Парисе, и библейское яблоко, и яблочко на тарелочке, которое помогает увидеть милого). Второй символ — упавший предмет; считается, что он предвещает встречу: упал предмет мужского рода (нож) — к встрече с мужчиной, женского рода (ложка, вилка) — к встрече с женщиной. Поскольку яблоко среднего рода, то его легко трактовать в свою пользу как девушке, так и юноше.
До Иванова дня женщины ягод не едят, а то дети умирать будут. — Запрет построен на том, что не все ягоды к этому времени созревают, а незрелые ягоды опасны для здоровья. С другой стороны, созревшие ягоды, пока их немного, в первую очередь отдают именно детям. Поэтому поверье отчасти трактуется и как напоминание: сначала накорми ребенка («чтобы он не умер»), а уж потом ешь сама.
Скорлупу от съеденного яйца надо раздавить на мелкие части. Если она попадает в воду, то русалки построят из нее кораблики. Оставишь не раздавленную скорлупу на дворе — сорока из нее воды напьется, а у тебя лихорадка будет. — Причина этих двух поверий проста. Выброшенную в воду скорлупу склевывают утки, «наклевывая» и собственные яйца. А к не раздавленным скорлупкам, валяющимся на дворе, может пристраститься собака или курица — и потом портить настоящие яйца. Вот и появилась угроза лихорадкой — для пущей острастки.
Отрезав ломоть, не втыкай нож в каравай, — это к голоду. — Примета отражает особое отношение к хлебу, о чем мы уже не раз говорили. Исследователь народного творчества А.Л. Топорков отмечает и еще ряд примет: «Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим: заберешь его счастье, силу. Нельзя есть за спиной другого человека — тоже съешь его силу. Давшего во время еды хлеб со стола собакам ожидает бедность» и т.д. А воткнутый в хлеб без дела нож — это кощунство. Хлеб может обидеться и лишить дом своего покровительства.
Пересаливает женщина еду — значит, влюбилась. — Связано с одним из любовных заговоров, который предполагает соление пищи для возлюбленного: чтобы все получилось, девушка соли не жалела. Один из свадебных обрядов требовал, чтобы пищу для родителей жениха солила невеста; в этом случае, дабы ее не заподозрили в жадности, она бросала соли в горшок побольше. В подобных случаях пересол был следствием не ошибки, а умысла, первопричина которого — в желании добиться любви. Кстати, не столь давно в печати появилось и еще одно пояснение, проливающее свет на эту давнюю примету. Оказывается, в состоянии влюбленности женский организм ощущает нехватку соли, — поэтому женщина и пересаливает пищу, сама того не ведая, ибо то, что солоно для других, ей кажется в самую пору.
За кем допиваешь, того грехи принимаешь. — Помимо мистического смысла, в данном случае допустимо и самое простое объяснение: допивая из чужого стакана, можно заразиться (принять чужие грехи).
Соль рассыпать — к ссоре. Собери посыпанную соль в щепоть и брось через левое плечо, смеясь при этом — тогда все обойдется. — Соль — один из наиболее древних пищевых оберегов. В этом качестве она известна с добиблейских времен. То, что она не портится от времени, позволило относиться к ней как к символу вечности. На Руси соль долгое время была дорогой, что способствовало отношению к ней как к очень ценному продукту. Соответственно просыпать соль — значило навлечь на себя гнев. Считается, что соли боится нечистая сила. Именно поэтому возник обычай встречать гостей хлебом-солью — символом благополучия (хлеб) и оберегом от темных сил (соль). Тот, кто отведал с тобой хлеба-соли, не может быть врагом. Просыпать соль — значит способствовать торжеству враждебных сил. Чтобы этого не случилось, надо или трижды сплюнуть через левое плечо, или бросить через левое плечо щепотку соли. Считалось, что именно за левым плечом — искуситель. И раз уж ты просыпал соль, то брось в него — не огорчаясь, а смеясь. Смеяться рекомендовано традицией по двум причинам: во-первых, не должно выказывать лукавому своего страха и уныния; во-вторых, не надо излишне огорчаться из-за какой-то потери — можно навлечь этим еще большую потерю. К то му же у смеющегося человека непроизвольно улучшается настроение, что и помогает ему избежать «запланированной» ссоры.
Если за столом попросят передать соль, обязательно надо улыбаться, передавая, — не то поссоритесь. — Потаенный смысл совета кроется в том, что передающий рискует просыпать соль, — и тогда он невольно рассердится на попросившего. Чтобы этого не случилось, улыбайтесь, не нервничайте. К тому же улыбка — непременный атрибут застольного этикета, проявление хороших манер. Об осторожности в поверье даже и не упоминается: все знали, что, передавая солонку, надо опасаться уронить ее или опрокинуть. Так сделал Иуда во время Тайной вечери. Плачевный результат этой оплошности известен.
Посуду с питьем нельзя держать открытой — вражья сила поселится. В оставленной на ночь открытой посуде с питьем нечистая сила резвится. — Подобные поверья встречаются часто (иногда с конкретизацией вреда от не-чистой силы: «черт в ведро плюнет»). Считалось, что открытые, незащищенные сосуды подвержены нападению всякой нечисти чаще, чем закрытые. Автору этих строк довелось перевести с украинского языка — для книги «Сказки, легенды, мифы и предания славян» — несколько подобных случаев, рассказанных «очевидцами». На самом же деле суть поверья в том, что воду (как и прочее питье) надо закрывать, чтобы не попадали в нее мошки, мухи, пыль и т.д.
Каша выходит из горшка к выходу из печи — это к несчастью, а если к дальней стене — к изобилию. — Несмотря на то, что в этом поверье собрано сразу три символа (каша, горшок, печь), суть его довольно проста, ибо строится на внешнем сопоставлении: к выходу из печи — значит, и к выходу из дому, а к стенке — значит, в доме прибавится, изобилие будет. На мистическом уровне это толкуется как деяния обитающих в печи духов: выталкивают они пищу или оставляют себе, тем самым, выражая благосклонность.
Хлеб не выпекается, сырым остается — к разлуке или к разорению. — В предыдущих случаях мы имели дело с отношением человека к хлебу, а в данном случае — с отношением хлеба к человеку. Считалось, что при выпечке каравая души умерших питаются запахом, который при этом исходит (то есть духовной субстанцией пищи). Хлеб не выпекается — значит, души предков не нуждаются в кормлении, покинули печь и дом. А тогда уж жди любой беды.
Поперхнулся за столом — значит, кто-то к обеду спешит. — Торопливость в принятии пищи переносится на торопящегося гостя. Все, что происходит за столом, толкуется широко и иносказательно. «Сколько за столом, столько и в Царстве Небесном», и потому не спеши, относись к еде с уважением. Любое происшествие за столом — не случайность, а знак свыше. Поспешность за едой всячески осуждалась — такой, например, шуткой: «Ест, аж заталкивается, чтобы другому не досталось, если успеет».
Соль в огонь просыпать — к ссоре. — Поверье очень близки к одному из предыдущих: «соль просыпать — к ссоре». Но если, просыпав соль на пол, можно собрать ее и бросить через левое плечо в глаза искусителю, то, просыпав в огонь, ее уже не соберешь. И тогда искуситель устраивает ссоры с ближними. Бытовой же смысл поверья заключался в дороговизне соли.
Не убирай в дому, когда хлеб в печи, — достатка не будет. — Во время выпечки хлеба запрещалось и выходить из дому, и даже шуметь. Все это связано с тем, что к хлебу относились как к живому (одухотворенному) существу. Выйдешь из дому — хлеб обидится, что его оставили в одиночестве. А шум может его испугать. Что же касается уборки, то это просто оскорбление хлеба! На бытовом уровне поверье толкуется как полезное и рациональное: не надо делать несколько дел сразу — ни одно не удастся. Тем более такое сложное, как выпечка хлеба, требующая постоянного присутствия хозяйки у печи.
Квашеная капуста не испортится, если в нее ветку осины положить. — С осиной в народе связано множество поверий и примет христианского времени, из которых следует, что она — проклятое дерево; недаром, по преданию, на осине Иуда повесился. Но замечательный наш фольклорист С.В. Максимов пишет на сей счет совсем другое: «Осина, или дрожащий тополь, в отличие от прочих деревьев имеет некоторую особенность в строении листового черешка. Черешок листа длинный, часто длиннее, чем пластинка, и широко сплюснут. Это и есть причина того, что от малейшего ветерка лист начинает дрожать. Так объясняется это явление ботаниками. Народ твердит свое, слепо веруя преданиям предков и не наводя справок о том, растет ли в Святой Земле этот вид из подсемейства ивовых. Народ упрямо верует, что на этом дереве повесился Иуда-предатель. С тех пор осина со всем нисходящим потомством, во всех странах света была неправедно проклята. При этом забыли, что она приносит сравнительно с другими древесными породами наибольшую человечеству пользу, особенно нашему русскому. В деревнях из нее вся домашняя посуда, а в городах — даже и та бумага, на которой печатаются эти строки». Кроме того, осина — и лучший материал для дуг. И она действительно имеет свойство сохранять капусту — благодаря особенностям своей коры.