Http botweb uwsp edu anatomy ткани растений

Конспект урока биологии в 6 классе «Ткани растений и животных»

Конспект урока биологии в 6 классе «Ткани растений и животных» Подготовила: учитель биологии МКОУ Бутыринская ООШ – Частоозерского района, Попова Наталья Степановна

Межклеточное вещество – особое вещество, соединяющее клетки одной ткани между собой Хрящ (А): 1- межклеточное вещество; 2 — клетки

Межклеточное вещество Ткань Клетка Клетка Клетка Клетка Клетка Клетка Клетка Клетка Клетка

ткань Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям

Таблица «Ткани растений и животных»

Физкультминутка Дети утром рано встали, За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.) Приседали, приседали, Белый гриб в траве нашли. (Приседания.) На пеньке растут опята, Наклонитесь к ним, ребята, Наклоняйся, раз-два-три, И в лукошко набери! (Наклоны.) Вон на дереве орех. Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.) Если хочешь дотянуться, Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.) Три часа в лесу бродили, Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.) Дети утром рано встали, За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.) Приседали, приседали, Белый гриб в траве нашли. (Приседания.) На пеньке растут опята, Наклонитесь к ним, ребята, Наклоняйся, раз-два-три, И в лукошко набери! (Наклоны.) Вон на дереве орех. Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.) Если хочешь дотянуться, Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.) Три часа в лесу бродили, Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)

Ткани растений

Образовательная ткань (меристема) обеспечивает рост растения. Состоит из мелких постоянно делящихся клеток.

  • Верхушечная меристема обеспечивает рост стебля.
  • Зона деления корня обеспечивает рост корня.
  • Камбий – меристема, за счет которой стебель растет в толщину. Откладывает внутрь от себя вторичную ксилему, наружу – вторичную флоэму.

Механическая ткань придаёт прочность органам растений.

  • Колленхима состоит из живых клеток с утолщенными, но не одревесневшими первичными оболочками. Они способны к росту, поэтому не препятствуют росту органов, в которых они расположены. Для выполнения опорной функции требуется тургор.
  • Склеренхима. Состоит из клеток с утолщенными одревесневшими оболочками. Клетки мертвые, поэтому не могут расти, но зато работают без тургора.

Проводящая ткань состоит из проводящих элементов, волокон механической ткани и паренхимы.

  • По ксилеме (древесине) передвигается вода с минеральными солями от корня наверх. Проводящие элементы – сосуды и трахеиды (мёртвые клетки).
  • По флоэме (лубу) передвигается вода с сахарами. Проводящие элементы – ситовидные трубки. Они живые, но безъядерные, поэтому рядом с ними находятся клетки-спутники, производящие РНК.

Покровная ткань отделяет растение от окружающей среды, образована плотно прилегающими клетками.

  • Эпидермис состоит из плотно сомкнутых основных клеток (прозрачные, не фотосинтезируют), устьиц (регулируют газообмен и транспирацию, фотосинтезируют) и железистых волосков.
  • Пробка состоит из мертвых клеток, не пропускает через себя вещества. Всё, что лежит снаружи от пробки, отмирает, не может растягиваться и постепенно лопается (корка).
  • Ризодерма содержит корневые волоски, покрывает зону всасывания кончика корня.

Как всё это расположено

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. Элементы проводящей системы листа, состоящие из неживых клеток
1) ситовидные трубки
2) волокна
3) сосуды
4) клетки камбия

ОСНОВНАЯ — ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
Установите соответствие между строением, значением ткани растения и её типом: 1) образовательная, 2) запасающая

А) образована крупными живыми клетками с тонкими оболочками
Б) состоит из более или менее однородных клеток, способных делиться
В) расположена в точках роста корней и побегов
Г) расположена в семенах, плодах, сердцевине стебля и других органах
Д) обеспечивает рост растения, образование новых органов и тканей
Е) служит местом отложения запасных веществ: белков, жиров, углеводов

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ — МЕХАНИЧЕСКАЯ — ПРОВОДЯЩАЯ — ПОКРОВНАЯ
Установите соответствие между примерами и типами растительных тканей: 1) проводящая, 2) механическая, 3) образовательная, 4) покровная. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.

А) эпидермис листа
Б) сосуды
В) ситовидные трубки
Г) зона деления корня
Д) кора стебля
Е) волокна древесины

Читайте также: Химические ткани по химии

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ — ПОКРОВНАЯ
1. Установите соответствие между характеристиками и видами растительных тканей: 1) покровная, 2) образовательная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) выполняет защитную функцию
Б) образована плотно прилегающими живыми или мёртвыми клетками
В) обеспечивает рост и развитие растения
Г) является исходной для всех остальных тканей
Д) осуществляет связь растения с окружающей средой
Е) располагается в конусе нарастания

2. Установите соответствие между особенностями и видами растительных тканей: 1) образовательная, 2) покровная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) обеспечивает рост растений
Б) клетки тонкостенные без хлоропластов и вакуолей
В) имеются устьица
Г) имеются чечевички
Д) обеспечивает газообмен
Е) клетки интенсивно делятся


ПРОВОДЯЩИЕ ТАБ
Проанализируйте таблицу. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

1) восходящий ток воды и минеральных солей
2) между корой и древесиной
3) выделение продуктов обмена веществ
4) нисходящий ток органических веществ
5) образовательная ткань
6) ситовидные трубки
7) кора
8) сердцевина

КСИЛЕМА
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных признаков характерны для ксилемы?

1) является основной тканью растения
2) служит для проведения воды от корней к листьям
3) клетки имеют сильно вытянутую форму
4) в клетках есть хлоропласты
5) стенки клеток утолщены
6) клетки живые

ФЛОЭМА
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных признаков характерны для флоэмы?

1) служит для проведения воды от корней к листьям
2) является проводящей тканью растения
3) клетки лишены клеточной стенки
4) в клетках есть хлоропласты
5) клетки лишены ядер
6) клетки имеют клетки-спутницы

КСИЛЕМА — ФЛОЭМА
1. Установите соответствие между признаком проводящей ткани и её типом: 1) ксилема (древесина), 2) флоэма (луб). Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) состоит преимущественно из живых клеток
Б) в стебле расположена снаружи от камбия
В) проводящие элементы — сосуды (трахеи)
Г) проводит воду и органические вещества
Д) обычно проводит воду и минеральные соли

2. Установите соответствие между характеристиками и структурами проводящих тканей растений: 1) сосуды, 2) ситовидные трубки. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие клеток-спутниц
Б) образуют древесину
В) расположение клеток в лубе
Г) передвижение воды с минеральными веществами
Д) обеспечение нисходящего тока веществ
Е) мёртвые толстостенные клетки

3. Установите соответствие между характеристиками и структурами проводящих тканей растений: 1) сосуды, 2) ситовидные трубки, 3) волокна. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) многоклеточные полые трубки с одревесневшими стенками и отмершим содержимым
Б) вертикальные ряды живых клеток
В) длинные клетки с толстыми одревесневающими стенками и отмершим содержимым
Г) обеспечивают нисходящий ток воды с органическими веществами
Д) придают механическую прочность органам растений
Е) обеспечивают восходящий ток воды и минеральных веществ


КСИЛЕМА — ФЛОЭМА РИС
Установите соответствие между характеристиками и частями стебля, обозначенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) расположение в коре
Б) наличие ситовидных трубок
В) наличие лубяных волокон
Г) проводящие элементы мёртвые
Д) ток веществ только восходящий
Е) транспорт растворённых в воде минеральных веществ

ПРОВОДЯЩИЕ — ПОКРОВНЫЕ
1. Установите соответствие между структурами и группами тканей: 1) проводящие, 2) покровные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) устьице
Б) механическое волокно
В) пробка
Г) корневой волосок
Д) ситовидная трубка
Е) железистый волосок

2. Установите соответствие между примерами и типами растительных тканей: 1) проводящие, 2) покровные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) эпидермис
Б) механическое волокно
В) пробка
Г) трахеиды
Д) ситовидная трубка
Е) корка

Читайте также: Unitile life сакура ткань светло зеленая

ПОКРОВНЫЕ
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие структуры растения участвуют в процессе фотосинтеза?

1) камбий
2) луб
3) устьица
4) хлоренхима
5) ксилема

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ТКАНЕЙ
Установите последовательность расположения слоев на спиле дерева, начиная с пробкового слоя

А) камбий
Б) луб
В) пробка
Г) древесина
Д) сердцевина

ТКАНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ
1. Установите соответствие между тканью и организмом, для которого она свойственна: 1) растение, 2) животное.

А) эпителиальная
Б) запасающая
В) соединительная
Г) механическая
Д) образовательная
Е) покровная

2. Установите соответствие между тканью и царством организмов, для которого эта ткань характерна: 1) растения, 2) животные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) проводящая
Б) мышечная
В) запасающая
Г) основная
Д) соединительная

3. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие ткани из перечисленных присутствуют только у растений?
1) покровная
2) проводящая
3) основная
4) соединительная
5) эпителиальная

Ткани растений их виды, строение и функции (таблица)

Ткани растений — это совокупность клеток, которые имеют одинаковое происхождение, выполняют одну или несколько функций, занимают определенное положение в организме растения, и межклеточного вещества. У растений выделяют следующие виды тканей: образовательные (меристемы) — к ним относятся верхушечные (конус нарастания), вставочные, боковые (камбий, пробковый камбий, раневая); покровные — такие как кожица (эпидерма), пробка; проводящие — к ним относятся сосуды (трахеи), трахеиды, ситовидные трубки; механические — сюда входят волокна и каменистые клетки; основные — к ним относятся запасающая, фотосинтезирующая (хлоренхима, столбчатая, губчатая ткани), древесная паренхима, лубяная паренхима, водо- и воздухоносная ткань.

На рисунке ниже показан структура строения различных видов растительных тканей:

Таблица ткани растений их строение, классификация

Образовательная (меристема):

Меристема образована живыми, мелкими, плотными сомкнутыми клетками, с крупным ядром, густой цитоплазмой и мелкими вакуолями

1. Участвует в образовании новых клеток и дифференциации этих клеток в клетки других тканей.

2. Клетки образовательной ткани постоянно делятся и дифференцируются в клетки постоянных тканей.

Конус нарастания в почках, зародыше семени, на кончиках корней

1. Обеспечивает рост органов в длину.

2. Благодаря делению клеток и их дифференциации образуются ткани корней, побегов, листьев, цветков.

Основания междоузлий стебля и основания листа

Расположен между древесиной и лубом стеблей и корней

Функция утолщение стебля и корня.

Покровная ткань растений:

Располагается на поверхности

1. Предохраняет растение от высыхания и других неблагоприятных воздействий. 2. Участвует в процессе дыхания. 3. Участвует в обмене веществ между окружающей средой.

Состоит из слоя живых, плотно сомкнутых клеток с утолщенной стенкой, без хлоропластов. В кожице листьев и зеленых побегов имеются устьица

Расположена на поверхности листьев, молодых побегов, всех частей цветка

1. Защита органов от высыхания и микроорганизмов.

2. Устьица обеспечивают газо- и водообмен в растениях.

Состоит из мертвых клеток, стенки которых пропитаны жировым веществом — суберином. Чечевички

Покрывает зимующие стебли многолетних растений корневища, клубни, корни

1. Защищает от колебаний температур, механических воздействий, различных вредителей.

2. Многослойная пробка образует на поверхности стебля защитный чехол, в котором находятся чечевички для газо- и водообмена.

Комплекс многослойной пробки и других мертвых тканей, сменяет эпидермис у многолетних растений

Покрывает нижнюю часть стволов, хорошо выражена у коркового дуба

Выполняет функцию защита от механических повреждений, перепадов температур, вредителей, микроорганизмов.

Основная ткань — паренхима:

Основная растительная ткань состоит обычно из живых, тонкостенных клеток, составляющих основу органов

2. Запас питательных веществ.

Читайте также: Что в тренде по тканям

3. Различают также воздухоносную и водоносную паренхимы.

Ассиммиляционая ткань (фотосинтезирующая)

Столбчатая и губчатая ткань листа, содержит хлоропласты

В основном — в зеленых листьях и молодых побегах

Состоит из однородных тонкостенных клеток, в которых откладываются белки, жиры, углеводы и другие запасные вещества. Часто имеют крупные вакуоли с клеточным соком

Она находится в стеблях древесных растений (сердцевина), корнеплодах, клубнях, луковицах, плодах и семенах

1. Накопление запасных питательных веществ.

2. Клетки основных тканей способны превращаться во вторичную образовательную ткань, за счет которой происходит вегетативное размножение растений.

Состоит из крупных, рыхло расположенных клеток

В стеблях и (или) листьях растений засушливого климата (кактусы, алое, бутылочное дерево)

Служит для запасания воды у растений засушливого климата

Воздухоносная паренхима — аэренхима

Клетки аэренхимы образуют крупные воздухоносные межклетники

Развивается у водных и болотных растений в стеблях и реже в листьях (рогоз, тростник)

По межклетникам воздух доставляется к подводным частям растений и обеспечивается аэрация

Проводящая ткань:

Состоит из вытянутых клеток

Проводящая ткань является составной частью древесины (ксилемы) и луба (флоэмы)

Занимается транспортом питательных веществ от корня к листьям (восходящий ток), от листьев к корню (нисходящий)

В состав ксилемы входят сосуды (мертвые вытянутые клетки, лишенные поперечных перегородок, стенки которых пропитаны лигнином, придающим сосудам дополнительную твердость), древесинная паренхима и механическая ткань

Расположена в древесине стебля, проводящей зоне корня, жилках листьев

Главная проводящая ткань высших сосудистых растений. Она также участвует в транспорте минеральных веществ (восходящий ток), запасает питательные вещества и выполняет опорную фун-ю

Флоэма (луб, ситовидные трубки)

Состоит из ситовидных трубок с клетками спутниками, лубяной паренхимы и лубяных волокон (механическая ткань). Ситовидные трубки образованы живыми клетками, поперечные перегородки которых пронизаны маленькими отверстиями, образующими «сито». В клетках нет ядер, но они имеют цитоплазму, тяжи которой проходят в соседние клетки через сквозные отверстия в перегородках. Клетки-спутники соединяются с ситовидными трубками плазмодесмами и выполняют функцию питания, синтеза ферментов и так далее.

Образует проводящие пучки в лубе вдоль стебля, корня, жилок листьев

Проводит растворенные орган. вещества, образованные в листьях (нисходящий ток), в стебель, корень, цветки, плоды.

Проводящие сосудисто -волокнистые пучки

Комплекс из древесины и луба в виде отдельных тяжей у трав и сплошного массива у деревьев

Центральный цилиндр корня и стебля; жилки листьев и цветков

Проводят по древесине воду и минеральные вещества; по лубу — органические вещества; укрепление органов, связь их в одно целое

Механическая ткань растений:

Клетки механической ткани (лубяные и древесинные волокна) имеют толстые утолщенные и одревесневшие оболочки, плотно прилегающие друг к другу

Механические ткани в основном расположены в стебле, в корне имеется только в центре. Окружают сосудистые пучки

Придает прочность органам растения, противодействует разрыву или излому, образуют каркас, поддерживающий органы растения

Склереиды — округлые мертвые клетки с очень толстыми одревесневшими оболочками

Образуют семенную кожуру, скорлупу ореха

Защищают семена от воздействия внешней среды

Выделительная ткань:

Состоит из клеток, образующих и выделяющих различные вещества (секреты)

Функция этой ткани растений — выделение секрета

Живые клетки образующие длинные выросты — волоски, внутри которых жидкий секрет

На поверхности листьев, стеблей (стрекательные клетки крапивы, железистые волоски герани). В основании лепестков

1. Выделение веществ, защищающих от поедания животными, микроорганизмов, испарения

2. Выделение пахучих веществ, привлекающих насе комых- опылителей

Живые клетки, заполненные сладким веществом, часто сильно пахнущим

Цветок (чаще всего у основания лепестков)

Выделение нектара, который привлекает насекомых- опылителей

Мертвые вытянуты клетки, заполненные смолой или млечным соком

Древесина хвойных, стебель одуванчика, молочая

Защита от микроорганизмов, повреждений, поедания животными

_______________

Источник информации: Весь курс школьной программы в схемах и таблицах: биология /-СПб.:Тригон,2007.

  • Правообладателям
  • Политика конфиденциальности

Мастерица © 2023
Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер

Sunny Lady