Приметы театр

Артисты самые суеверные люди. Создавая волшебство на сцене, они с пиететом относятся к нему в обычной жизни. Театральные суеверия настолько сильны, что актер откажется исполнять роль, когда о ней идет дурная слава. А на определенные пьесы наложили негласное клеймо «неудачных». Но обо всем по порядку.

Приметы о театре для актеров и зрителей

Всех, кто приближается к театру со стороны черного входа, то они больше, чем просто театралы, обязательно посвящают в таинства внутреннего распорядка. Вместе с тривиальными рекомендациями, звучат и мистические.

Когда рассеянный или неуклюжий артист роняет листы с текстом на репетиции – спектакль не будет успешным. Нейтрализовать примету просто. Надо сесть на разбросанные фрагменты сценария. Оступиться и упасть (в разрез задумке режиссера) – знак, что сегодня актеру лучше не выступать. Последнюю строчку пьесы (мораль или логический вывод) не произносят во время прогона спектакля.

Во многих театрах есть живые талисманы – кошки. Выход хвостатой во время репетиции на сцену принесет спектаклю успех. Но это в Великобритании. А в России наоборот.

Комната, где гримируют актеров, – особенное место. При входе в нее обязательно переступают порог левой ногой. А на сцену начинаются подниматься с правой. Плакаты или афиши на дверь не вешают. Картинки спугнут удачу, да и просто отвлекают от процесса. Нумерация комнат тоже подверглась корректировке благодаря суевериям. Тринадцатую гримерку найти не удастся.

Не заглядывайте в зеркало гримирующемуся человеку. Дурная примета из возможных в театральной среде. Патологическую аккуратность артистов обеспечивает уверенность в том, что рассыпанная пудра или белила на столе принесет несчастье.

Премьеры не назначаются на пятницу, а за пожелание удачи, обидятся. Лучше сказать: «Ни пуха, ни пера».

Особые ритуалы есть в процессе «мнимой смерти» на сцене. Чтобы этого не произошло в реальности, актер кладет в гроб бутылку крепкого алкогольного напитка, а после спектакля презентует друзьям и коллегам. Они выпивают «за его здоровье».

Несчастливые пьесы

На первом месте среди спектаклей под табу располагается шекспировский «Макбет». Эта мистическая пьеса о власти и предательстве имеет настолько сильную энергетику, что обязательно следует несчастья. Арии из нее просто исполнять не рекомендуется. Чтоб не провоцировать нечистую силу.

Почетное серебро получает произведение Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», а последними на подиум заходят Николай Васильевич Гоголь и его «Вий». Дьявольщина, что происходит на сцене, магическим образом переходит в жизнь актеров.

Есть список «отказных» ролей. В него входили такие персонажи, как Борис из пьесы «Гроза» Островского и Нелькин из «Свадьбы Кречинского».

Среди детских постановок отрицательной славой среди артистов пользуются «Робин Гуд» и «Дети в лесу». А вот сыграть главную роль в «Золушке» – верная примета к удачной карьере.

О костюмах, обуви и реквизите

В спектаклях не используют живых цветов, только бутафория. С чем связываю запрет, понять сложно, но в примету верят и строго соблюдают.

Скрипящая обувь на премьере обеспечивает актеру успех в этой роли. А поставить затяжку на новом костюме в день первого спектакля – к провалу. Поэтому артист уходит за кулисы и повторно выходит на сцену. Модельеры и художники стараются избегать (насколько это возможно) использовать желтый цвет в постановке. Он приносит несчастья.

Во время переодеваний актеры все надевают сначала на правую сторону. Когда расслабишься и сначала просунешь левую руку или ногу в костюм, обязательно забудешь слова.

Талисманы актеров и невероятные театральные приметы

Хорошая примета – обнаружить на сцене гвоздь. Считается, что тогда артист окажется востребованным, а талант раскроется в полную силу. В этот знак верил Лучано Паваротти. Но талисман он не нашел, а получил в подарок от мамы. Галина Вишневская перед каждой репетицией приветствовала сцену, а актриса Елена Образцова приносила игрушку в виде собачки, что назвала Боб.

В Московский художественный академический театр (МХАТ) и театр Вахтангова не пускают актеров с семечками за кулисы – дурной знак. Аналогичные суеверия встречаются в «Ленкоме» и «Малом театре». Категорически запрещается свистеть. Работники театра Шевченко соблюдают ритуал. Перед выходом на сцену дотрагиваются до кулисы. Это к удаче.

Чудной и интересный народ эти артисты. Театральные суеверия имеют долгую историю, свято соблюдаются и приумножаются.

Театральные суеверия, или 11 распространенных примет

Не может быть другого праздника с большей привлекательностью для театральных людей, чем тот, когда они надевают костюмы, грим и примеряют на себя роль другой персоны. У актеров и работников театра ?, помимо веры в их красивое эстетическое дело, есть распространённые суеверные убеждения и приметы.

Театральные суеверия, или 11 распространенных примет

Конечно же, ни один театр не обходится без историй о блуждающих призраках, невезучих костюмах и тайных ритуалах. И каждый отличается своими приметами и суевериями. Для одних запрет наложен на семечки, для других на свист. Третьи отчаянно верят в одетый наизнанку костюм, сулящий проблемы с памятью, что недопустимо в работе артистов. Но тут же сняв и посидев на нем суеверные избегают дурного. Так же как и если уронить текст, репетируя, что знаменует провал роли или самого спектакля.

Споткнуться и упасть на репетиции — не к добру, тогда как скрипучая обувь — к удаче в выступлении. Заходить в гримерку нужно с левой ноги, а на сцену — с правой. Множество суеверных ритуалов и примет нашли своё место в театральном мире и прочно обосновались в нем.

Гвоздь программы

Найденный на сцене гвоздь — добрая примета для того, кто мечтает о заветной роли. А суеверный предмет становится талисманом надолго. Многие актёры специально выдирают их со сцены и носят с собой.

Актёр, зацепившийся костюмом за гвоздь, выходя на сцену, должен немедленно вернуться и ещё раз выйти. Также как застрявший в полу каблук, указывает на удержание от выхода.

Неудачная репетиция

Многие театральные люди убеждены, что плохая генеральная репетиция — это хорошее предзнаменование для успешной премьеры. Но, это может быть и результатом подготовительной постановки, целеустремленных артистов и большой дозы адреналина.

Плохая энергетика

Примечено, что «несчастливые» пьесы несут в себе плохую энергетику, которая сказывается на суеверных приметах. Так, во многих театрах считают, что нельзя напевать песни с «Макбета», дабы не призвать злых духов.

А гоголевские или булгаковские произведения, пронизанные магией и таинством, напрямую влияют на жизнь актеров.

Цвет настроения — синий

Суеверие о том, что синий не следует носить на сцене, очень старое. Есть те, кто считает неактуальным это убеждение. Потому, что в какой-то момент синий краситель был самым дорогим из всех других.

Продюсеры, пытаясь сэкономить, начали пускать слухи о том, что в синих костюмах не повезёт. Другое суеверие призывает избегать жёлтых цветов.

Тройка свечей

Открытое пламя на сцене — это уже риск, который многие театры предпочитают избегать. Известны случаи когда театры сгорали из-за использования открытого пламени.

Суеверие гласит, что нельзя зажигать три свечи вместе. Три свечи — это мощное ритуальное действие, а человек, который ближе всего к самой короткой свече, первым умрет. Многие и сегодня верят в это, держась подальше от тройки свечей.

Уходя, включайте свет

Когда вы входите в затемненный театр, есть много потенциально опасных мест. Например, оркестровая яма, в которую можно упасть. И когда все основные огни погасли, приглушенный всегда остается включенным. Для некоторых это просто вопрос безопасности.

Но не для суеверного театрального мира, в котором это призрачный свет. Полагают, что в каждом театре есть театральные призраки, а сцена — «живое существо», которое питается чувствами, эмоциями живых и умерших актеров. Днём театр полон жизни, а ночью воспоминаний.

Многие верят, что духи там, чтобы помогать и оберегать актёров, а их выступления всегда делать аншлаговыми. В л юбом случае, будь то для безопасности или призраков, свет предотвращает несчастные случаи и не дает превратиться в свежеиспеченных театральных призраков самим.

Павлин — на сцену

Перья павлина могут быть красивыми, но, приметы остерегают актеров носить их на сцене. Суеверия вдохновлены рисунком на пере, который выглядит как злой глаз. А проклятие принесет несчастье или травму любому, кто бросит ему вызов.

Здесь свистеть запрещено

Это суеверие родилось из практичности: в старые добрые времена театра декорации вручную поднимались в воздух людьми, с помощью канатов. Работники сцены часто подавали друг другу сигналы свистами. Актер, который свистел за кулисами, мог послать случайный знак поднять или сбросить декорации, потенциально подвергая кого-то риску.

Лучший способ убедиться, что на одного театрального призрака стало больше, это вообще воздержаться от свиста. Таким образом правило стало суеверием, живущим и по сей день.

Если режиссеру, то букет с кладбища

Когда театральная постановка закрывается, считается удачей подарить режиссеру букет цветов, украденных с кладбища. Этот безумный символический жест, очевидно, обозначает конец или смерть постановки. Исторически актёры не зарабатывали много денег, так что можно предположить, что это был недорогой способ сказать «спасибо» их режиссёру, пока он был на других прослушиваниях.

Дарение исполнителю цветов — одна из великих традиций театра. Это способ высказать актёру любовь и благодарность. Однако дарить их перед показом — табу.

Сломай себе ногу на удачу

Суеверие не советует желать актеру «удачи», а вместо этого лучше сказать «Сломать себе ногу» и плюнуть. Хотя это может показаться странным, многие считают, что есть злобные духи сцены, которые используют свою магию, чтобы заставить противоположное случиться.

Классика зеркал

Актеры, костюмеры, декораторы и другие работники театра имеют работу непосредственно с зеркалами. Суеверный страх разбитого зеркала, приводящего к семи годам невезения — старое убеждение.

Зеркала отражают свет, который несложно разместить на сцене, не вызывая хаоса с осветительным дизайном. Зеркала могут быть невезучими в театре, по той причине, что, например, ослепят актера, который может уйти с края сцены. Т акже, смотреть в зеркало через чьё то плечо — привлечет недоброе.

Ни пуха ни пера

Многие из примет и суеверий сложились очень давно и связаны с определёнными событиями, другие логически обоснованы, а в третьи можно лишь поверить. Большинство театральных людей верят в приметы с зеркалом, с числами, считая гримерку под номером 13, приносящей неудачу. А в пятницу избегают назначать премьеры.

Существуют личные приметы у каждого актера: целовать сцену, носить свои талисманы удачи. И самое распространённое — никогда не желать удачи, а правильнее сказать — «Ни пуха ни пера».

Суеверия и приметы актеров театра и кино

Избегать суеверий – суеверие. Фрэнсис Бэкон

К приметам относятся столь серьезно, что считаются с ними во всем: от подбора костюмов и декораций до раздачи ролей и выбора дня премьеры. Нередки случаи, когда актер сам отказывается от роли из-за суеверия. При контрактной системе в России актеры даже оговаривали списки ролей, неприемлемых для исполнения.

Узнать самые распространенные народные приметы актеров на счастье будет полезно студентам театральных студий, молодым специалистам и всем, чья деятельность связана со сценой или съемочной площадкой. Известно, что артисты – народ нервный: за простой свист в театре или попытку погрызть семечки могут выставить за дверь и запретить даже приближаться к зданию. Ужасная перспектива для первого рабочего дня, не правда ли? Но следует отдать должное беспокойству служителей искусства, многие приметы актеров действительно сбываются. А о спектаклях и фильмах с черной репутацией, таких как «Макбет», «Вий» и «Мастер и Маргарита», ходят легенды даже среди людей, далеких от театра и кино.

Приметы в гримерке и на репетиции

Ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах не заглядывайте в гримерное зеркало через плечо актеру. Эта примета одна из самых страшных: считается, что с актером, которому заглянули через плечо, случится большое несчастье.

Плохая примета – рассыпать грим на гримерном столике. Это одна из причин аккуратности и образцового порядка в театральных помещениях

Нежелательно клеить любого рода картинки на дверь гримерной

Ни в гримерке, ни на репетициях нельзя ронять текст пьесы или сценария. Но если так случилось, что он все-таки упал, нельзя просто поднять лист с пола. Перед этим на него обязательно нужно сесть. В воду, в грязь, в снег – это проблема нерадивого актера. Соблюдается этот ритуал артистами всех возрастов неукоснительно.

Если кто-то принес мыло в гримерку, оно останется там навсегда. Выносить мыло – дурной знак. По другой версии – не разрешается давать свое мыло коллегам.

Число 13 наводит ужас на артистов. Вряд ли вы найдете театр, где есть гримерка под таким номером.

«Макбет» Шекспира – самое печально известное произведение за всю театральную историю. С ним связана масса мистических происшествий и трагических событий по всему миру. Поэтому в русских театрах категорически запрещено напевать песни из «Макбета», а в американских – произносить само слово «Макбет» без веской причины. Неуважение к этому слову, по мнению американцев, чревато закрытием театра.

Суеверия на сцене и съемочной площадке

Выберете для себя наиболее удобный формат занятий. Мы проводим обучающие курсы двух форматах: “Онлайн” и “Офлайн” в центре Москвы.

Приметы в актерской среде

Все артисты очень суеверны, они верят в самые, казалось бы, нелепые приметы. Хорошим приметам радуются, а плохие стараются как можно быстрее нейтрализовать. Давайте немного поговорим о приметах в театре.Театр — место, где выдуманное становится реальностью, где мечты и фантазии воплощаются в жизнь и их можно увидеть и услышать. Театральные актеры — люди слегка «не от мира сего», они придают огромное значение таким вещам, как случайно рассыпавшийся грим, гвоздь на сцене, семечки и «роковые» пьесы. Если текст упал

Нет ничего хуже, чем нечаянно выронить из рук пьесу, по которой ставится спектакль, — это к провалу. Как только листы коснутся пола, земли или асфальта, необходимо немедленно сесть на них, немного посидеть и только после этого подниматься, предварительно вытащив из-под себя текст, тогда есть шанс, что все обойдется.Не имеет значения, в какой обстановке это произошло и в каком месте, надо обязательно сесть, хоть в лужу! Так поступают абсолютно все артисты, и начинающие, и знаменитые. Марк Захаров, режиссер «Ленкома» говорит, что это действие происходит уже на автомате, на упавшую пьесу он садится не раздумывая.

Гримерка под номером 13

Гримерная — это маленький дом артиста. Здесь он проводит много времени, готовясь к спектаклю, настраиваясь на роль, здесь отдыхают и даже дают интервью.

Например, всем известно, что число 13 — несчастливое, но большинство людей привыкло не обращать на это внимания. Только не артисты! Ни в одном театре не существует гримерной номер 13.Входя в гримерную, нужно обязательно переступить порог сначала левой ногой, а затем уже правой. На стенах могут висеть любые картинки и фотографии, а вот на дверь их вешать категорически запрещено.Когда артист гримируется перед зеркалом, никто не имеет права заглядывать ему через плечо. А еще в гримерке и в других служебных помещениях строго-настрого запрещается грызть семечки. Считается, что эти действия, как и ненароком рассыпавшийся театральный грим, обязательно принесут несчастье.

Свое мыло — никому!

Ни один артист не позволит воспользоваться своим мылом коллеге, даже если тот будет очень просить. Дело не в жадности, а в том, что мыло для артиста — не просто гигиеническое средство, а нечто вроде талисмана. Дать собственное мыло другому — значит обречь себя на неудачи в театре. Тот же, кто просит мыло, может внезапно стать фаворитом и получить интересные роли.

Живые цветы — плохо, а ржавый гвоздь — хорошо

Почему-то сцена не любит живых цветов и растений. Стоит только украсить ими декорации — пиши пропало, спектакль провалится или произойдет какая-то неприятность. Даже выходить на сцену с живыми цветами в руках артистам нельзя — плохая примета. Для декораций и в качестве реквизита всегда используются только искусственные цветы, если в этом есть необходимость. «Кладбищенские цветы», как называют искусственные в народе, совершенно не пугают актеров.А вот, казалось бы, такой невзрачный предмет, как гвоздь, обнаруженный на сцене, — это к удаче, к новым интересным ролям. Поди пойми их, этих артистов. Еще строго запрещается желать артисту удачи перед выходом. И самое страшное — нечаянно споткнуться на сцене, особенно левой ногой.

Не свисти!

Конечно, бывает, что свистеть нужно по сценарию. Тогда это позволяется. Во всех остальных случаях свист на сцене и за сценой — табу. За него могут даже уволить!

Как правильно умереть на сцене

Нередко артиста в пьесе «убивают» или он «умирает» сам. Довольно часто в спектакле приходится видеть сцену похорон. Что ж, это, конечно, очень неприятно — ложиться в гроб, и примета скверная. Но деваться некуда — суеверия суевериями, но без достоверности спектакль потеряет свою прелесть. Поэтому артисты, которым приходится изображать умерших, соблюдают ряд правил.Например, в гробу под подушкой обязательно должна лежать бутылка водки, которую после спектакля или репетиции следует отдать своим коллегам, а те должны ее торжественно выпить, сам «покойник» присутствует при распитии, но ему пить нельзя. Подобные меры предосторожности должны нейтрализовать негативные последствия, которых можно ожидать, заигрывая с потусторонним миром.Актеры считают, что если сыграть смерть на сцене или в кино, то и исполнителя она настигнет преждевременно. Так, например герой Анатолия Папанова в предпоследнем его фильме умер от инфаркта, а в последнем был убит. Актер скончался сразу по окончании съемок.
Василий Шукшин – замечательный актер, режиссер и писатель, играл смерть на экране несколько раз. Последний раз в фильме «Калина красная». Шукшин скончался в возрасте сорока трех лет от острой сердечной недостаточности. Его роль в фильме «Они сражались за Родину» доигрывал и озвучивал другой человек.
После актерского исполнения собственной смерти скончались также Леонид Быков ( «В бой идут одни старики» ); Виктор Цой, Павел Луспекаев и многие другие актеры.
Кроме исполнения смерти, среди актеров существует целый список ролей, играть которые не рекомендуется, в целях сохранения жизни и здоровья. Причем зачастую это наиболее интересные в творческом отношении роли, и поэтому за их исполнение берутся самые выдающиеся артисты.

Одной из самых опасных ролей считается Дон Гуан. Этот персонаж постоянно находится в конфронтации с высшими тайными силами. Исполнение этой роли в экранизации «Маленьких трагедий» Пушкина стоило жизни Владимиру Высоцкому.
Роль Ивана Грозного унесла жизни Николая Хмелева, Евгения Евстигнеева, Олега Борисова, Александра Михайлова, Игоря Талькова. Николай Черкасов, также исполнявший роль жестокого тирана, попал в жуткую аварию, а режиссер его фильма Сергей Эйзенштейн скончался от инфаркта.
Интересно, что Евстигнеев играл царя – убийцу в фильме «Ермак». В течение пяти лет восемнадцать членов съемочной группы этого фильма переселились в «мир иной».
Опасной считается роль Офелии. Все ее известные исполнительницы если и не скончались через короткое время после этого, то прожили сверхтяжелую жизнь, полную болезней и лишений.
«Плохим» считается и «Макбет», причем практически все роли этого спектакля. Суеверия актеров относительно него зашли так далеко, что название спектакля вслух не произносится, роли не репетируются дома, реплики не произносятся на улице, иначе «быть беде».Самую же трагическую память о себе среди актеров оставил роман М. Булгакова « Мастер и Маргарита». Все его постановки и экранизации черными буквами внесены в историю актерского искусства.
За постановку этого произведения брались множество выдающихся режиссеров, среди которых Ролан Быков, Андрей Тарковский, Георгий Данелия, но каждый раз начиналась настоящая чертовщина. Рушились декорации, возникали пожары, прорывало трубы, члены группы умирали, падали в оркестровые ямы, со скандалом покидали театры и съемочные площадки, и все постановки заканчивались ничем. Когда же в 1994 году режиссер Юрий Кара, все-таки довел съемки до конца, фильм так и не вышел на экраны. Пока длились суды между продюсером, режиссером и наследниками Булгакова, сама отснятая лента таинственно исчезла, и ее местонахождение неизвестно до сих пор.

В двадцатом веке «проклятие Булгакова» почему-то позволило экранизацию «Мастера и Маргариты» лишь трем польским режиссерам — Вайде, Петровичу и Войтышке. На их съемочных площадках площадках тоже было «нечисто», однако фильмы все-таки вышли на экраны.

Первой завершенной отечественной экранизацией явился сериал Владимира Бортко, вышедший в 2005 году. Может быть, с окончанием тысячелетия проклятие немного ослабело.
Еще одна «черная» актерская примета – сниматься лежащим в гробу. Так, сын Ноны Мордюковой и Вечеслава Тихонова, молодой актер Владимир скончался после исполнения роли погибшего летчика. Его жена – Наталья Варлей в первом советском фильме ужасов «Вий» тоже снималась в гробу. Во время съемок она едва не погибла, а после них начала жестоко болеть. Лишь своевременное церковное покаяние спасло актрису от гибели, таково ее собственное мнение.
Роли, режиссеры, и экранизируемые произведения, считающиеся несчастливыми, существуют не только в России. Обилие же фильмов на мистически-оккультную тематику, заполонившее экраны, особенно в последнее время, дает все основания считать, что скоро этот список расширится.

А как у них? Приметы американских артистов

  • На сцене ни в коем случае не должны гореть три свечи.
  • Под запретом и павлиньи перья.
  • Преподносить артисту цветы можно только после спектакля, ни в коем случае — не до него. А самое лучшее — получить цветы, унесенные с кладбища.
  • На сцене не должны находиться зеркала.
  • Один день в неделю в театре должен быть выходным. Этот день — для призраков, которые, как считают артисты, живут в каждом театре и нуждаются в тишине и покое хотя бы раз в неделю.
  • Освещение сцены на ночь не выключается.
  • И самое страшное — произнести в театре вслух название пьесы Шекспира «Макбет». Подобное преступление может привести к ужасным неприятностям, вплоть до закрытия театра. Обычно говорят: «та пьеса».

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Sunny Lady