Торгон ткань бурятский национальный

В народном костюме все не просто так, приметливый глаз подметит и тайнопись вышивок, и загадку кроя. Столетиями примерялся костюм, выверялся каждый стежок. В этом одеянии, как в песне и душа народа, и мечта о красивой, и обязательно счастливой доле.

О бурятском костюме, о том, какие они — бурятские женщины, рассказывает Чимита Цыренова. Два года, как эта обаятельная женщина переехала из Бурятии в Хабаровск.

— Когда переехала, думала, что все национальное размоется, все забудется. То, что заложено, все остается. Оно требует выхода. Хочется и песни бурятские послушать, и на своем языке поговорить. Особенно остро стояла проблема общения на бурятском языке. Сейчас стало проще, когда появилось землячество.

Бурятское землячество «Тоонто» появилось совсем недавно. Только в Хабаровске бурят около тысячи человек, а в Хабаровском крае еще больше – учителей и врачей, приехавших по программе переселения.

Буряты – народ кочевой, и это все отразилось на костюме. Он был удобен в первую очередь для верховой езды. Бурятский костюм мужской зимний костюм называется дэгэл. Есть летнее одеяние. Оно называется тэрлиг.

Халаты кроили без плечевых швов. Застегивались они сбоку. Это защищало от сильных ветров и лучше согревало. Длина халата должна была закрывать ноги как при ходьбе, так и при верховой езде. К тому же, длинный халат легко мог стать при необходимости походной постелью: на одну полу ложились, другой укрывались.

— К халату пришивали серебряные, коралловые или золотые пуговицы. Первую пуговицу — на вороте, затем на плечах, под мышкой и самую нижнюю — на талии. Каждая пуговица пришивалась не просто так, каждая имела свое тайное значение.

Верхние пуговицы считались приносящими счастье, благодать (хэшэг буян). Во время молитв и обрядов расстёгивали верхнюю пуговицу на вороте, чтобы не было препятствии для благодати, нисходящей в тело. Средние пуговицы — yнэр баянай – были ответсвенны за многочисленность потомства, честь и достоинство. Нижние пуговицы были символами плодородия скота, материального достатка — хэшэг буянай.

Буряты верили, что от того, как застегивают пуговицы зависит долголетие человека.

— Мужской халат украшал особый четырехугольный борт «энгэр», который имел не столько утилитарное, сколько символическое значение. Энгэр состоял из цветных полос.

Сначала шла синяя полоса. Этот цвет (Хухэ унгэ) – воплощение Вечного синего неба (Хухэ мунхэ тэнгри), одного из главных высших сил, олицетворение неба и воды, он символизируют вечность и бесконечность и является одним из предпочитаемых цветов в бурятской в одежде.

Вторая полоса черного цвета. Это символ земли, величия и могущества.

Третья полоса красная. Это символ огня, жизненной энергии. Она должна уходить до самого низа халата, чтобы все плохое сгорало и уходило вниз.

— Получается, что буряты — это люди, которые стоят крепко на земле, смотрят в небо и всегда энергичны?

— Да. Мы же потомки Чингиз-Хана.

Буряты исторически сложились в единый народ в районе озера Байкал на территории этнической Бурятии, известной по средневековым источникам как Баргуджин-Токум.

— Бурятский головной убор тоже имеет свой тайный смысл. Черный край шапки тоже символизирует землю, синий цвет-небо. Например, если это шапка мужчины из хоринских бурят, то там будет по количеству родов 11 швов. Шапка полусферической формы, наверху — серебряный наконечник. Это символизирует Луну. К наконечнику привязывают 108 красных нитей. Это лучи солнца. Для бурят это сакральное число.

А теперь об обуви. Носки изогнуты для того, чтобы меньше топтать землю, стараться ее не подковырнуть. Буряты всегда относились к земле с уважением, потому что она кормила, она поила.

И еще. Рукава. То место,где они заканчиваются, похоже на копыта лошадей. Варежек-то раньше не было. Когда было морозно, мужчина опускал эти «копыта» и руки не мерзли.

Каждый элемент в костюме продуман, ни одной детали нет лишней.

Мужской костюм дополняли два элемента – нож («хутага») и огниво («хэтэ»).

Народный костюм был связан с кочевым образом жизни, с буддизмом.

-Ходят ли буряты в национальных костюмах в жизни?

— В советское время наша национальная одежда была под запретом. Но, тем не менее, старики одевались в народное. Конечно, все зависит от семьи, насколько сохранены традиции. Когда мы были молодыми, мы, конечно, этого не понимали. А сейчас все меняется.

— Дети до 14-15-ти лет — мальчики, девочки, все ходили в длинных рубахах. В детстве девочкам и мальчикам заплетали одну косу на макушке, а остальные волосы выбривали. В 13-15 лет волосы у девочек переставали брить и после того, как они отрастали, заплетали в две косы на висках.

В 15-16 лет девушкам одевали на голову особое украшение «саажа». Это означало, что к ней можно свататься.

После свадьбы, женщине заплетали две специальные косы. В набор одежды для женщин входила рубаха («самса»), штаны («умдэ») и халат. Женский халат, в отличии от мужского, представлял собой юбку и кофту, сшитые на таллии. Застегивался такой халат на специальные пуговицы – «тобшо». Рукава собирались на плечах. Все замужние бурятские женщины обязательно носили безрукавки.

В женской одежде лиф был прямой до талии, с глубокими проймами и широкими у основания рукавами. Сами рукава были составные: широкие основания в наплечной части стягивались в густую сборку, образующую буфы, к локтям они сужались и здесь же пришивали нижнюю часть рукавов, называемую тохоног – «локоть». Её шили из ткани другого цвета или узорной парчи. Рукава заканчивались обшлагами — туруу.

Женские украшения были более сложными. Это и кольца, которые носили на каждом пальце, бывало даже в несколько рядов, и браслеты на обеих руках, и серьги, и височные кольца, и нагрудные украшения. Последние состояли из множества серебряных медальонов, которые могли быть квадратные, треугольные и круглые. В них вкладывали молитвы, которые служили оберегом.

Безрукавка была обязательной частью одежды замужних женщин как обычной, так и праздничной. В народе считалось, что женщина не должна одинаково показывать волосы и спину небу. Поэтому, голова женщины должна быть покрыта шапочкой, а спина – безрукавкой.

— Какая должна быть бурятская женщина?

— Она должна быть мудрой, немногословной. Это раз. Во-вторых, она всегда должна себя держать в руках в любых обстоятельствах. И в тоже время женщина должна быть обоятельной и улыбчивой.

-Бурятские женщины «пилили» своих мужей?

— В нашем языке нет такого слова «пилить». Юрта, в которой жили буряты, всегда делилась на две половины – женская и мужская. Так воспитывались женщины, что они не могли себе позвоить слова сказать поперек своего мужа.

-Тогда к роду нужно обращаться. Женщина не имела сама напрямую жаловаться. Но были же люди рядом. Жаловались соседи.

— Как вы думаете, когда были люди более счастливы при современном укладе или традиционном?

— Люди, в каком месте или времени ни рождаются, счастливы по-своему. Ты же не выбираешь, когда рождаешься. Это же карма твоя. Раньше было строго.. Невесту выбирали из другого рода. Даже Чингис-хану нашли первую жену из другого рода. И он женился на ней.

Сегодня есть, конечно, есть такого, когда сватают и молодые люди обмениваются поясами, но молодого человека не принуждают взять в жены девушку. Сегодня много свободы. Но без родительского благословления нельзя. В любой культуре родительское благословление играет огромную роль. Есть карма своя, а есть карма рода, карма народа.

Главное, не делать ничего плохого — ни в действиях, ни в помыслах.

Национальный костюм бурятов

Национальный костюм не только отражает принадлежность какому-то народу, этносу, но и сочетает в себе культуру этого народа. Его образ жизни, традиции и самобытность.

Национальный костюм бурят не стал исключением и ярко демонстрирует тот образ жизни и уклад, который был присущ этому народу много веков.

Буряты проживают на территории Сибири – Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край. Истории известно также, что существуют обширные поселения бурятов во Внутренней Монголии КНР, в Монголии, Маньчжурии.

Бурятский костюм сродни многим костюмам монголоязычных и тюркских народов. Буряты издавна были кочевниками, занимались скотоводством и охотой, жили в суровом сибирском климате. Это во многом повлияло на присутствие в национальном костюме многих элементов, придающих удобство и свободу движений, практичность и всесезонность.


Поначалу в бурятском костюме использовались подручные материалы – овчина, мех-пушнина (песец, лиса, соболь и другие), натуральная кожа, шерсть. Позже с возникновением торговых связей в костюм добавились шелк, бархат, хлопок, украшения из камней, серебра, золота.

Читайте также: Чем удалить пятна от свечи с ткани


Также существуют родоплеменные различия в костюме бурят. Условно буряты делятся на восточные и западные роды относительно озера Байкал. Традиционная религия бурят – шаманизм и ламаизм (буддизм) также вносили свои оттенки.

Мужской национальный костюм бурят

Традиционный мужской дэгэл в виде халата с верхним бортом и нижним подпоясывался кушаком из шелка, ремнем из кожи, украшенным серебром и камнями. Дэгэл – зимний вариант халата шился из овчины, отделывался сверху тканью – шелком, бархатом. Летний вариант назывался тэрлиг – более тонкий, без утеплителя. Повседневные дэгэлы шились из хлопковой ткани.

Мужской дэгэл обязательно украшался тремя разноцветными полосами сверху, называемыми энгэр. Каждый цвет имел особое значение: черный – плодородную почву, синий – цвет неба, зеленый – земля, красный – очищающий огонь. Полосы энгэра имели четкое расположение по цветам, верхняя полоса могла быть разной по принадлежности к определенному роду, племени – Энгэр располагался ступенями на груди.

* Длина халата была таковой, чтобы закрывать ноги при ходьбе и езде на лошади. Кроме того, на одну полу дэгэла можно было лечь, а другой укрыться при кочевках.

Под дэгэл или тэрлиг надевалась хлопчатобумажная рубаха и штаны из кожи, ткани. Обязательным элементом мужского костюма был пояс. Шился он из разных материалов и имел разную длину и ширину, украшался камнями, серебряными пряжками. На поясе носились нож, табакерка, другие принадлежности.

Женский национальный костюм бурят

Женский костюм претерпевал изменения с возрастом. Девочки носили обычные дэгэлы и тэрлиги с кушаком до подросткового возраста.

С наступлением 13-15 лет менялся крой платья – оно становилось отрезным по талии, сверху на шов пришивалась тесьма – тууза.

С замужеством в женский костюм добавлялась безрукавка. Она могла быть короткой в виде жилета или длинной, в зависимости от принадлежности к тому или иному роду. Края жилетки спереди украшались орнаментом, вышивкой, контрастными лентами или тесьмой.

Нижняя рубашка шилась из хлопка, надевались также штаны.

Женские бурятские украшения были из серебра с камнями из коралла, янтаря, бирюзы и других натуральных камней.

Серебряные украшения имели филигранную ковку в виде национальных орнаментов, узоров.

И мужчины и женщины обязательно носили головной убор. Головные уборы были разнообразными и различались у различных родов.

У западных бурят головной убор имел форму колпака, отороченный по нижнему краю мехом. Верх шился из бархата или другой ткани, украшался вышивкой, бусинами из коралла, тесьмой. Мех использовался из выдры, оленя, рыси, соболя.

Также носились шапки типа ушанок из меха с длинным ворсом – лисы, песца.


У восточных бурят головной убор был в форме конуса с высокой тульей и отогнутыми краями. Также популярна была шапка в виде юрты или сопки с острым концом, украшенным бусиной или кисточкой – наиболее характерная для жителей Бурятии и Монголии.

Различались головные уборы и по географии проживания – хоринские, агинские и т. д.

Бурятский головной убор был символом неба, жизненной силы и отношение к нему воспитывалось уважительное. Нельзя было его кидать на землю, переступать через него, относиться неуважительно.

Обувь бурят представляла собой сапоги из кожи, войлока на плоской подошве с загнутыми вверх носками. Загнутые носки призваны были не наносить вред земле и живым существам при ходьбе.

Такую обувь носили и мужчины и женщины. Обувь из натуральной кожи была удобной, гигиеничной и практичной. Украшали обувь вышивкой по верху либо контрастными нитями швов в виде орнаментов, узоров.

Зимние сапоги были с утеплителем из меха овчины, диких животных. Зимние варианты также представлены в виде унтов.

Научно-исследовательская работа: «Декоративные элементы в женском национальном костюме бурят в прошлом и настоящем»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ НПК.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Республиканская Мариинская школа-интернат»

Исследовательская работа по технологии

«Декоративные элементы в национальном женском костюме бурят в прошлом и настоящем»

Выполнила: ученица 9 «Б» класса

Научный руководитель: учитель технологии

высшей квалификационной категории

Санжиева Саянна Галсановна

Оглавление

Введение

Предлагаемая вниманию исследовательская работа по технологии посвящена изучению декоративных элементов в женском костюме бурят в прошлом и настоящем.

Я обратила внимание на то, что все чаще население Бурятии стало носить национальную одежду на праздники, например, на свадьбу или юбилей, чтобы подчеркнуть самобытность, красоту, оригинальность и гордость за свою малую Родину.

В прошлом национальный костюм нес утилитарное значение, на сегодняшний день он стал особым предметом гардероба – нарядной, праздничной одеждой. Это хорошо, что мы не забываем свои традиции и культуру, которые объединяют наш народ, проживаемый на территории Бурятии и за ее пределами. Но в тоже время молодое поколение не задумывается над тем, что традиционный костюм является частью истории бурятского народа, что он является отражением культуры времен наших предков.

Актуальность данной работы обусловлена особой ролью, которую играет национальный костюм в современном обществе – это яркое явление материальной и духовной культуры бурятского народа, которое возрождается в наш век информационного прогресса. Несомненно, традиционный костюм бурят является культурой прошлого, который обогащает и дополняет современную культуру. Как гласит поговорка, без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Таким образом, традиционный костюм является кладовой идей и решений, вдохновением для сегодняшних художников модельеров, дизайнеров одежды.

Объект исследования – декоративно-прикладное искусство бурят в женской одежде

Предмет исследования – степень влияния декоративных элементов на образное и стилистическое решение бурятского костюма.

Цель исследовательской работы состоит в исследовании декоративных элементов в национальном костюме в прошлом и настоящем, а также в разработке новой техники декорирования.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

Рассмотреть современные научные концепции понятий «костюм», «декор».

Показать динамику развития декоративных элементов от прошлого до настоящего в бурятском женском костюме.

Изучить материалы и техники декорирования стилизованного костюма, на примере современных художников – модельеров Бурятии.

Разработать новую технику декорирования костюма, на примере стилизованного детского платья.

Задачи работы и специфика исследуемого материала обусловили выбор основных методов исследования: опрос среди ателье шьющих национальную одежду бурят , обобщение полученного материала; анализ и изучение литературы по выбранной теме, эксперимент в декорировании платья на основе техники « сенил».

Практическая значимость данного исследования определяется ценностями идей –возможностью использования отходов ткани для декорирования платья, тем самым способствуя улучшению экологической ситуации.

Научная новизна исследования заключается в использовании техники сенил в качестве декоративного элемента в бурятской женской одежде, на примере детского платья; а также в анализе механизмов появления декоративных элементов в бурятском женском костюме.

Глава I . Национальный бурятский костюм историческое наследие наших предков

В истории культуры любого народа значительное место принадлежит национальному костюму, поскольку он является своеобразной летописью исторического развития и художественного творчества народа.

Как выглядел бурятский костюм в древние времена, мы не знаем, так как нет никакой информации об этом. Только благодаря описаниям путешественников, ученых, исследователей, дипломатов, живших в XVII — XVIII вв. мы можем судить каким был костюм бурят. Первые сведения о бурятском костюме встречаются в записях путешественников, историков, этнографов, начиная с XVIIв. Путевые записи русских послов в Китай Н. Г. Спафария, исследователя Центральной Азии Г.Н. Потанина и др. дают нам представление об одежде и ее описание. В них основное внимание обращается на дорогие меха (соболь, лисица, бобр), ткани, изделия из серебра и военное снаряжение. Кроме того, в XVII в. в ходу были бухарские и китайские хлопчатобумажные и шелковые ткани – киндяк, зендень, белье, китайка, камка. Вместе с русскими казаками появляются русские и европейские ткани. Также более подробно в своих работах описывает костюм участник Сибирской экспедиции XVIII в. П.С. Палласа и И.О. Георги, он описывает одежду, подразделяя ее на мужскую, женскую, девичью; сравнивает одежду богатых и бедных, проводит параллели с одеждой калмыков, тунгусов. «Буряты, — отмечал Георги, рубах не носят; имеют, как тунгусы, самые короткие штаны; зимою же сверх оных обыкновенно весьма длинные и широкие шаровары. Кафтан носят на голом теле и делается это по большей части из овчины, а нередко и из лошадиной кожи или диких зверей. Богатые шили из цветных сукон или шелковых материй, опушивая оные дорогими мехами по большей части: края (подола) нередко украшают полосами из материи (1).

Читайте также: Вельвет это ткань с ворсом выходящим

Поэтому по письменным источникам, костюм бурят восстановить невозможно, более четкое представление и описание мы можем найти только в музеях, где представлены сохранившиеся одежда XIX – начала ХХ в.в.

Р.Д. Бадмаева в своем исследовании впервые представляет костюм как часть материальной культуры, где прослеживается эволюция костюма во времени и рассматривается как историко-этнографический источник и пришла к следующим выводам:

Костюм бурят – часть материальной культуры народа, в процессе взаимовлияния с другими народами он сохранил простоту, одинаковость элементов мужского и женского костюма. При всех общих чертах имеются различия в одежде локальных групп бурят. На их основе можно выделить комплексы, присущие для населения разных районов.

В процессе развития заметны черты двух культур в истории бурятского костюма – древнеохотничей и скотоводческой.

Анализ истории бурят, элементы бурятского костюма говорят об общности с традиционной культурой эвенков, хакасов, киргизов, казахов, народов Центральной Азии и монголов. На конструкцию костюма повлияли русская и восточная культура.

Бурятский народный костюм сложился в результате длительной эволюции. Его формированию предшествовал длительный путь развития от простых примитивных форм до сложных, требовавших специального технологического решения, материала, способов ношения. Преобразование различных элементов костюма вызвано стремлением человека максимально приспособиться к условиям среды обитания. Усложнялись и функции костюма – от чисто утилитарных до социальных, этических, эстетических. Неизменной и постоянной является этноидентифицирующая функция (2).

Таким образом, традиционный костюм – наиболее значительная и специфическая часть материальной культуры, в нем отражаются все процессы этнического, духовного и социального развития народа.

В прошлом году я посетила выставку «Бурятский Народный Костюм» , которая проводилась в м узее истории им. М. Хангалова. На выставке были представлены костюмы всех бурятских родов.

На открытии выставки Тимур Цыбиков, исполняющий обязанности министра культуры Республики Бурятии, подчеркнул, что значение экспозиции велико, так как в последнее время виден заметный интерес к традиционной культуре. В настоящее время к модельерам часто обращаются с просьбами пошить костюм с традиционными элементами. Это указывает на то, что людей интересует прошлое и они желают, чтобы выбранный ими образ, выражал уникальность, ведь за таким нарядом стоит не просто история, а также громадный пласт народной культуры (приложение 1).

1.1. Декор в костюме и его многообразие

Декор в костюме – это художественная совокупность украшающих элементов, которые не имеют практического значения. В утилитарном смысле декоративные элементы не являются обязательными, как, например, конструктивные или функциональные. Цель их применения одна – превратить, обычное грубое полотно в художественное и творческое изделие, попытаться донести до зрителя определенный эстетический смысл (6).

Декоративный элемент в костюме выполняет ряд функций – объединение частей композиции, создание целостного образа, гармонизации и индивидуализации образа.

Использование декоративных элементов в современном женском костюме позволяет вносить коррективы в создаваемый образ, расставляя акценты и формируя единый стиль.

В развитии декоративного элемента особую роль имеет разнообразие новых материалов.

Материалы и формы отделок могут быть самыми разнообразными. Их многообразие можно разделить на 7 групп:

Отделка, получаемая в результате выполнения всех видов вытачанных рельефных швов, складок, буф, драпировок, сборок, плиссе, гофре, отделочных строчек. Декоративные элементы этой группы имеют наибольшее распространение.

Отделка деталями, выполненными из ткани изделия или отделочной ткани: оборки, рюши, воланы, бейки, канты, окантовочные швы, рулики, банты, галстуки, хлястики, клапаны. Эти детали в большей мере играют декоративную роль, определяют стилевое направление костюма. Например, оборки, рюши, банты – элементы романтического стиля, хлястики, паты, погоны – спортивного. Часто используется косая бейка золотого и серебряного цветов в национальном костюме бурят.

Отделка специальными отделочными материалами: кружево, тесьма, шнур, сутаж, бахрома, лента, цветы. Назначение этих материалов достаточно разное: тесьма в зависимости от её вида, используется в спортивной одежде, бурятской национальной – тууза, повседневной; кружево в нарядной, белье; искусственные цветы в праздничной, свадебной одежде.

Отделка фурнитурой: пуговицы, пряжки, декоративные кнопки, блочки, застежки-молнии и т.п. преимущественно выполняет утилитарную роль, являясь элементом застёжки, наряду с этим несёт и декоративную нагрузку, особенно это относится к национальной стилизованной одежде.

Отделка вышивкой, аппликацией, эмблемами. Вышивка вносит в костюм элемент народности, придает её нарядность, торжественность, индивидуальность. Аппликация – декорирование изделия кусочками материала. Эмблемы широко распространены в современной спортивной одежде, одежде для отдыха, детской и подростковой одежде.

Отделка другими материалами: мех и кожа натуральные и искусственные, трикотаж, замша, кружевное полотно ит.д.

Отделка деталей изделия печатным рисунком. Способ декорирования известный уже в первом веке до н.э. Претерпев существенные изменения, в материалах, способах печати, применяется при декорировании современных изделий, а также вид рукоделия батик.

Применение в одном изделии нескольких видов отделки требует их согласованности, чтобы не нарушить целостности композиционного решения.

В ходе исследования, был изучен сборник открыток национальных костюмов народов Прибайкалья, автором которых является Будажапова Евгения Дампиловна – заслуженный художник Республики Бурятия, лауреат Государственной премии Республики Бурятия в области литературы и искусства. В своих работах она детально описала парадный национальный бурятский женский костюм всех родов, где можно увидеть все разнообразие использования в то время декоративных элементов. Среди всех описаний костюмов, я выбрала наиболее приближенные к нашему народу:

1.2. Парадные женские костюмы бурятских племен

Верхний парадный костюм хоринских буряток.

Головной убор – торойбшэ малгай конической формы, оторочен ценным мехом, с шелковой нитью – сасаг или зала, с серебряным навершием дэнзэ с кораллом. Под шапкой – татуурга, дарулга обшитая кораллом, янтарем и прочих цветных камней. Дэгэл из шелка. Рукава до локтя с буфами, отделанными друг от друга шелковой или парчовой тесьмой, могли кроиться из разных тканей, назывались булубша и заканчивались обшлагами-нюдарга или туруун. Грудь-энгэр отделывается нашивкой-хушэлтэ. Воротник-заха. Поверх безрукавки-моринуужа. Нагрудное украшение гуухолобшо. Уужа и дэгэл отрезные по талии, отделанные цветными полосами-хубоо. Вдоль бортов безрукавки спускается височно-нагрудные украшения-боолто (7).

Праздничный костюм агинской бурятки.

Дэгэл состоит из лифа-энгэр, подола и сложноскроенных рукавов. Энгэр не украшался. По бокам дэгэла и понизу нашивалась лента из черного бархата. Верх рукава делали из той же ткани, из которого кроится дэгэл. В плече рукав собирался сборками, к низу подшивалась лента. По верху и по низу-тесемка яркого контрастного цвета. К нему манжеты из меха. Поверх дэгэла уужа-безрукавка длиной почти как дэгэл. Уужа застегивается на одну пуговицу у ворота. По бокам продольные разрезы. По низу подола две параллельные полоски из ниток. Между ними полоса из черного бархата.

Девичий парадный костюм сонголок.

Кяхтинского района. Дэгэл из шелка отрезное по талии, пояс «солонго», полоски из цветного шелка набирались по цветам радуги, цвет дэгэла предпочтительно синий, небесно-голубой. Воротник заха стойка пуговицы с петлями-шагта. Рукава-хамсы цельнокроеные с петлями туруун. На голове диадема-татурга или дарлуга, расшитая цветными камнями, кораллами, жемчугом, янтарем, бирюзой и т.д. височные украшения состояли из нечетных чисел пяти, семи, девяти нитей перемежающимися серебряными чеканными кружочками или монетами. Нагрудное украшение-гуу-холобшо, шурэ, бусы из коралла. Обувь – гутал.

Парадный костюм качугских (верхоленских) буряток.

Летний костюм замужней женщины. Поверх платья (халадай) надета накидка (дэлэгэй). Накосные украшения: височные серьги – моорпиихэ с прикрепленными нитями из коралла (маржаан, шурэ, шураг). Нагрудные украшения: hабхаг из коралловых ожерелий с золотыми или серебряными монетами в серебряной оправе. Головной убор из цветного фетра с высокой тульей типа современной пилотки или шапки москвички – hулмалгай. Обувь – унты (годоhон).

Верхняя парадная одежда тункинских женщин.

Нарядный сээжэ дэгэл. Распашной, талия отрезная, воротник стойка, энгэр грудь, запах направо, скошенный, отделка, из шелковых тканей, борта, низ подола так же отделана полосами разноцветных шелковых тканей. Рукава раструбом, с обшлагами Туруун (копыто) или нюдарга (кулак) из парчи. Безрукавка-хубайси, уужа отрезная по талии, с отделкой бортов и низа подола (хормой), нередко нашивались серебрянные монеты. Головной убор – шобогор малгай с полями из ценных мехов, снавершием – серебряными с кораллом – дэнзэ, к которому прикреплены шелковые кисти – сасаг или залаа. Так же прикреплялись расшитые, вышитые ленты, расширяющиеся к низу, украшенные кистями и камнями. Височные серьги с обводом по низу лица украшены чеканкой, камнями: с бирюзой, кораллом, малахитом. Нагрудное украшение гуу-холобшо с коралловыми низками (4).

Читайте также: Ткань для декора сцены

Парадный верхний костюм западной бурятки .

Головной убор – типичный аларско-угинский (нукутский) – сэсэгтэй малгай. Платье типа булууза и халадай с отложным воротником, цельнокроеное, расклешенное с широкой декоративной полосой из меха выдры по низу подола. Платья шились из шелка, бархата, чесучи, х/б тканей. Поверх платья надета длиннополая безрукавка хубайси, которые шились из тканей поплотнее: бархат, чесуча, шелк на мерлушковом подкладе (осенне-весенний вариант). По бортам и подолу отделана аппликативными разноцветными полосами. Украшения: от основания кос спускаются две длинные коралловые снизки, на конце которых, две серебряные монета в оправе – хажа. На груди – холобшо. Обычно нанизывались серебряные монеты в оправе, но по центру могли быть ювелирные в виде круга или прямоугольника со вставками из крупных кораллов или других камней (приложение 2).

Выводы по первой главе

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод:

Национальная одежда бурят мужчин и женщин – это халат без плечевого шва, зимний дэгэл и летний, с легким подкладом – тэрлиг. Женская национальная одежда состояла из рубахи и штанов, поверх которых надевали халат. Одежда менялась с переходом из одного возраста в другой, с изменением положения статуса в обществе и семье. Зимние дэгэлы по покрою не отличались от летних: левая пола лежала на правой и застегивалась высоко на груди, что защищало от ветра и холода. Были повседневные и праздничные костюмы, одежда декорировалась полосками бархата, шелка, серебром, кораллами, мехом соболя, овчины, вышивкой. При вышивании применялся трафарет, своего рода выкройки из бересты. Эти выкройки хранились в семье и передавались из поколения в поколение, поэтому мотивы бурятского орнамента устойчивы. «Бараний рог», встречается часто в сочетании с другими узорами (4).

Глава II . Из прошлого в настоящее

В последнее время появились различные ателье, сайты, предлагающие свои услуги в шитье и аренде бурятских традиционных и стилизованных костюмах. Такие как «Алтан Зуу», «Азия-Мода», «Айлана Арт», «Алан Гоа»- по пошиву трикотажных изделий. Традиционный костюм бурят дает возможность черпать вдохновение сегодняшним художникам – модельерам, чтобы создавать удивительные разнообразные модели, учитывая их этническую принадлежность.

2.1 Известные художники-модельеры Бурятии

Шидэ Найданова – дизайнер-стилист, которая представляет свои коллекции на «BaikalFashionWeek» и «Торгон зам». В 2015 году представила в Италии на римской неделе моды свою коллекцию «Этно-гранж», созданную вместе с этно-галереей «Орда». Стилист-имиджмейкер, занимается созданием индивидуального стиля (приложение 3).

Мила Шарапова – известный модельер-дизайнер Бурятии, директор ателье «Азия-Мода», создает шедевральные стилизованные платья и костюмы, благодаря безупречному вкусу и дизайнерскому таланту (приложение 3).

Игорь Сарапулов известный модельер — дизайнер, неоднократный победитель конкурсов высокой моды «Русский силуэт», «Мода-Транс Азия», «Адмиралтейская игла», почетный член Ассоциации дизайнеров и модельеров Бурятии, в рамках «BaikalFashionWeek» (приложение 3).

В ходе исследования, я взяла интервью в различных ателье, которые изготавливают бурятские национальные или стилизованные костюмы. Большинство мастеров работающих в ателье, используют современные ткани из смешанных и синтетических волокон монгольский и китайский шелк, атлас парчу, бархат. В ателье «Айлана Арт» используют турецкую хлопчатобумажную трикотажную ткань футер, а в ателье «Алан Гоа» сами вяжут трикотажное полотно и декорируют свои изделия вышивкой на специальной вышивальной японской машинке. Для декора изделия чаще используют горловину-стойку, фигурный запах, отделка идет тесьмой, косой бейкой, аппликацией из разных по цвету тканей, застежки-пуговицы, количество которых должно быть всегда нечетное число, цельнокроеные рукава, и различные бурятские орнаменты, и вышивки. Дорогие меха в данный период времени для отделки используют очень редко, только для модных показов на различных конкурсах. Некоторые ателье вышивают или расписывают на заказ эксклюзивные костюмы, платья.

Из беседы с мастерами из ателье, выяснилось, что отходы ткани большинство швей выбрасывают. Немногие используют отходы на создание мелких изделий – сумочек, косметичек и др. Из этого мне стало интересно: «Куда можно использовать остатки неиспользованного материала?»

2.2. Техника «Сенил»

На просторах интернета я нашла довольно интересную технику лоскутного шитья, для применения в моем проекте, под названием «ля синель» или «шенил». Эта техника совсем новая и сведений о ней в литературе почти нет. Но судя по названию «ля синель» или «шенил», пришел этот вид рукоделия с запада, возможно с Франции. В переводе с француз c кого Chenille -«гусеница»- шелковый, бархатный шнурочек.

Поверхность изделия по фактуре напоминает бахрому. Данная техника хорошо подходит для шитья жакетов, кардиганов, сумок, подушек и прочего. Совсем не обязательно применять эту технику на всем изделии, можно ограничиться отделкой воротника, кокетки или других мелких деталей.

Ткани используются как однотонные, так и с рисунком. Очень выигрышно смотрятся ткани с крупным или абстрактным изображением. Готовые парчовые ткани с бурятскими орнаментами отлично подходят для использования данной техники лоскутного шитья.

Вид законченной ткани будет зависеть от очередности наложения разных цветов ткани друг на друга. Для этой техники лучше использовать легкие тонкие натуральные ткани, такие как шёлк, вискоза и хлопок. В качестве нижнего базового слоя можно использовать синтетическую ткань.

Я решила использовать данное лоскутное шитье как декоративный элемент в готовом костюме. Из остатков материала прошлого изделия, я опробовала эту технику на деле. Когда я хорошо освоила последовательность действий, я уже начала вносить свои изменения в использовании техники синель. Поэкспериментировав с количеством слоев ткани и цветовой гаммой, у меня получился бурятский орнамент (приложение 4).

Из этого я придумала свой способ получения бахромы, в результате которого декорировала подол детского платья в технике «сенил». Подобрав нужные цвета, я начала реализацию данной темы. В своей работе я не стала использовать много слоев ткани чтобы не было объемности. При шитье использовала бурятский орнамент «молоток» (приложение 5).

Выводы по главе 2

В наш 21век, я твердо могу сказать, что мы чтим и помним традиции, культуру нашего народа. Наши художники-модельеры, используя современные материалы соблюдают самобытность своей культуры, создавая новые эксклюзивные модели они сохраняют целостность и образность костюмов, через стилизацию, используя декоративные элементы, не дают ей раствориться в традиции других народов. Рассматриваемая техника «сенил», может использоваться в декорировании национального костюма бурят.

Заключение

В данной работе изучено происхождение бурятского костюма, его основные детали. Рассмотрены понятия костюм, декор и декоративные элементы в прошлом, настоящем, развитие традиций в современных условиях. Знакомство с новой для меня техникой «синель», её происхождением и современным использованием.

Мной были сделаны выводы, что в настоящее время, многие модельеры Бурятии не теряют интерес к многовековой культуре, а наоборот, сохраняют глубинную связь с бурятскими народными традициями, используя в своих работах ключевые декоративные элементы.

Был проведен анализ применения декорирования в одежде. Установлено, что декорирование в бурятских традиционных изделиях – это главный связующий компонент, без которого невозможно представить национальный костюм в прошлом и настоящем.

Проведена практическая часть работы: походы по музейным выставкам, интервью с мастерами из различных организаций по пошиву традиционной и стилизованной одежды, поиск информации о современных художниках-модельерах, и конечно же освоение новой техники «синель», которая отлично была использована для получения бурятских декоративных элементов.

Список литературы

Ая-ганга. Общество бурятской культуры. История костюма. http://ayaganga.ru/costumehistory.htm

Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм. Р.Д. Бадмаева. – Бурятское книжное издательство, 1987 — с– 172.

Бадмаев А.А. Основные тенденции в развитии бурятской одежды в 18 веке http://www.archaeology.nsc.ru/ru/publish/journal/doc/2010/433/10.pdf

Базарова Д.В. Костюмы народов Бурятии (электронный ресурс): справочно-библиографический CD/ сост.: Д.В. Базарова, С.Б. Доржиева, С.В Бураева, О.С. Васильева; науч.ред Е.Ф Афанасьева; web -дизайн: В.М. Перевалов, А.В.Бочариков; Национальная библиотека Р.Б, Информ.центр культурного туризма. – электрон. Дан.-Улан-Удэ,2006.-1эл.опт.диск (С D — ROM ): цв.,зв.; 12 см.- (Бурятия территория культуры).

Буряты. Традиции и культура « Soyol Publishers , LTD » 1999 — с — 300

Национальные костюмы народов Прибайкалья. Е. Будажапова, В.Раднаева, ООО

«Нон Парель » тираж 500 экз.

Приложение

Приложение 1 музей истории Бурятии им. М. Хангалова

Выставка « Бурятский традиционный костюм»

Национальный костюм хоринских буряток Национальный костюм тункинских женщин

Девичий костюм сонголок Кяхтинского р-на Костюм западной бурятки

Костюм агинской бурятки Костюм качугских (верхоленских) женщин

Коллекция моделей Шидэ Найдановой

Образцы, выполненные в технике «Сенил»

Стилизованное детское платье, декоративные элементы- тесьма, «сенил»

Выбранный для просмотра документ нпк новое.pptx

  • Свежие записи
    • Балкон в многоквартирном доме: является ли он общедомовым имуществом?
    • Штраф за остекление балкона в 2022: что это и как избежать наказания
    • Штраф за мусор с балкона: сколько заплатить за выбрасывание окурков
    • Оформление балконного окна: выбираем шторы из органзы
    • Как выбрать идеальные шторы для маленькой кухни с балконом
    • Правообладателям
    • Политика конфиденциальности

    Мастерица © 2023
    Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер

Sunny Lady