Свойства и характеристики текстильных материалов зависят от волокон, применяемых в их производстве, и от видов переплетения нитей утка и основы. Этот показатель влияет на плотность, износостойкость, способность растягиваться, драпироваться, держать форму и на внешние характеристики.
Типы переплетений в тканях классифицируют следующим образом:
Гладкие
Прежде чем рассматривать виды ткацких переплетений, стоит дать определение волокон, используемых в текстильном производстве. Волокна — нити, изготовленные прядением или химическим способом формирования из натурального, искусственного или синтетического сырья.
Повторяющийся рисунок плетения называют раппортом. Обозначают буквой R. В зависимости от утка или основы ставят индексы “у” или “о” соответственно.
Сдвиг показывает число нитей, удаленных от предыдущего перекрытия. Обозначают литерой S с соответствующими индексами “о” или “у”.
В текстильном производстве применяют основные виды гладких переплетений:
Атласные и сатиновые перекрытия объединяют в одну группу, потому что производятся они идентично и различаются по нити, представленной на лицевой стороне. Данную группу называют атласно-сатиновой.
Полотняное
Полотняное переплетение характеризуется расположением уточных и основных нитей простым способом, чередуя их в шахматном порядке. Формула раппорта выглядит так: RО = RУ = 2.
К основным характеристикам тканей, выработанных данным способом, относятся такие свойства, как прочность, гладкость. Полотна с одинаковыми лицом и изнанкой могут иметь различные показатели плотности и жесткости. На ощупь поверхность гладкая. Производят гладкокрашеные и узорчатые ткани. Рисунок наносят печатным способом.
Методом простого переплетения в текстильной промышленности изготавливают такие виды тканей:
- из хлопка: батист, маркизет, мадаполам, бязь, ситец, миткаль и др.;
- из льняных волокон: костюмные, платьевые, бортовка, парусина;
- из шелковых нитей: крепдешин, креп-жоржет, креп-шифон;
- шерстяные: сукно.
Таким образом, производят домотканые полотна ручной работы. Для ткачества полотен с рубчиком одна нить должна быть толще. Неоднородность ниток создает ровный поперечный рисунок без сдвига. Ткани, сотканные данным способом, называют ложнорепсовыми. Например, тафта или поплин.
Простые переплетения обусловили тканям прочность. Шахматный порядок нитей демонстрирует устойчивость к разрыву и не склонен к истиранию, выдерживает стирку в горячей воде с применением отбеливателей и пятновыводителей. Поэтому бязь, ситец, лен считаются лидерами в пошиве предметов домашнего обихода и постельного белья.
Метод простого перекрытия считается базовым и используется в качестве основы для сложных схем ткацких переплетений.
Атласное и сатиновое
Отношение раппорта к сдвигу, выраженное дробью R/S, характеризует еще два, очень популярных и востребованных переплетений — атласное и сатиновое. В отличие от полотняных перекрытий в них нитки утка и основы переплетаются реже. Так получают гладкость и блеск лицевой поверхности полотна.
На лицевой стороне сатиновых полотен преобладают уточные нити. Типичный представитель группы — сатин ткут из ниток двойного плетения, произведенных по технологии скручивания волокна, что делает ткань прочной и износоустойчивой.
Атласно-сатиновое переплетение используют в производстве таких материалов: сатин, байка, ластик, атлас, некоторые виды драпа, костюмных и платьевых полотен, креп-сатин, подкладочные и корсетные материалы.
Саржевое ![](https://textilegu.ru/wp-content/uploads/2021/01/MyCollages-1-1.jpg)
Ткани с наличием диагонального рубчика с углом наклона в зависимости от сдвига, производятся способом саржевого перекрытия. Угол составляет 45 градусов. В процессе ткачества выполняют асимметричный сдвиг на 1, 2 или 3 нити.
Традиционным способом производят саржевые полотна, в которых рубчик направлен сверху вниз, слева — направо. Бывают также полотна обратного направления. Данный способ является обратным саржевым переплетением.
Полученные саржевым плетением ткани демонстрируют свойства: плотность, в отличие от других главных переплетений — большая толщина и вес, способность растягиваться, особенно по диагонали, мягко драпироваться. Гладкие, стойкие к истиранию, они уступают остальным видам в показателях прочности. Но это не критично.
Примеры материала: саржа, смесовые полушерстяные и полушелковые, подкладочные.
Усиленная саржа имеет широкие косые полосы, благодаря этому рисунку повышается износостойкость материала. Так производится шотландка, бостон, шевиот, бумазея, габардин и др.
Существуют подвиды полотен с саржевым переплетением. Они составляют ассортимент тканых материалов.
Ломаная
Ломаная саржа представляет полотно с рисунком “елочкой”. Для данного типа характерно применение обратного саржевого плетения. Примеры тканей: шеврон, различные виды платьевых и костюмных материалов.
Со сдвигом
Подвид саржевого вида со сдвигом — видоизмененный вариант ломанного. Выполняется по аналогии с ним, но со сдвигом раппорта по основе или утку. Используется для производства материала под названием грибсон. Такой способ переплетения называют обратно сдвинутым. Выполняют на базе саржевого с соотношением раппорта к сдвигу ¼; 2/2; 2/3.
Ромбовидная
Ромбовидные полотна вырабатываются на базе саржевых переплетений с соотношением к сдвигу ¼; 2/2. Их называют также крестовидными или лозанжем. Фактура ткани формируется раппортом из ромбов разной величины. Примеры: декоративные и платьевые.
Читайте также: Какие есть ткани внутренней среды
Сложная
Сложная или стеганая саржа — это упругое полотно высокой прочности, характеризующееся наличием рельефных полос разной ширины. Изготавливается на базе раппорта ½, 2/2. Примеры материалов: декоративные, плательные.
К другим видам саржи относятся зигзагообразная (с переменным наклоном нити основы и утка), теневая (с переходом тени), криволинейная (меняющая угол наклона рубчика). Примеры тканей: декоративные и платьевые.
Структурные
К структурным видам относят производные основных с использованием нитей разных по толщине. Основа или уток для создания рельефа или рисунка удваивается по толщине в 2 – 3 раза. Несмотря на структуру полотна, оно мягкое и прочное. В зависимости от происхождения использованных волокон могут меняться показатели жесткости.
Репс относится к материалам, производным от простого (полотняного) переплетения. Материал подразделяют на три группы: основной и уточный репс, полурепс. Такое деление зависит от того, какая нить создает утолщение.
На поверхности репса образуется поперечный рубчик; на ткани, выработанной уточным репсовым плетением — продольный.
Полурепс может быть как уточным, так и основным. В технологии пролурепса используют раппорты с настилами различной величины.
С помощью данного способа производят файдешин, фланель из х/б сырья, платьевые и костюмные вид шерсти, шелковый и хлопковый репс.
Рогожка
Еще одним представителем подвида простого переплетения является рогожка. Перекрытие нитей производят с усилением утка и основы в раппорте. Поверхность полотен имеет структуру в виде чередующихся в шахматном порядке крупных квадратов. Оксфорд и двунитка — типичные представители рогожки.
Твил ![](https://textilegu.ru/wp-content/uploads/2021/01/MyCollages-3.jpg)
Твил — ткань, выработанная саржевым переплетением, где нити основы, а также утка демонстрируют соотношение 2/2. Особенность материала в том, что в процессе производства используют скрученные нити. История возникновения связана с Шотландией, где ее производство было обусловлено желанием создать теплую одежду, защищающую от холодных ветров.
Материал хорошо окрашивается, и сохраняет яркость цвета. Его название по ошибке во времена герцога Виндзорского путали с твидом. И по характеристикам эти две ткани схожи. Если изначально твил изготавливали из хлопковых волокон, то сегодня чаще встречаются смешанные варианты.
Производят из хлопка (твил-сатин), в смеси с полиэстером, с эластаном (твил-стрейч). Полотна имеют фактурную поверхность и благородный блеск.
Креповое
Технология производства креповых тканей основана на применении комбинированных переплетений. Поверхность материала имеет мелкозернистую фактуру. Перекрытие нитей производят на основе полотняного в различных комбинациях. Так на поверхности ткацкого полотна выполняют дополнительные перекрытия, разбросанные в определенном порядке.
Помимо прочности и привлекательного внешнего вида, креповые полотна удобны в шитье. Край среза не осыпается. Изделия хорошо сохраняют форму, не вытягиваются и не деформируются.
Диагональ
Диагональ — ткань, полученная способом саржевого переплетения. На лице присутствует мелкий ровный рубчик, расположенный диагонально под углом 45 градусов.
К свойствам плотной материи относятся: устойчивость на разрыв и истирание, способность сохранять форму в изделии, практичность. Ткань тянется в диагональном направлении, не дает усадку при стирке, долговечна.
Вафельная
Вафельная ткань — фактурный текстильный материал, используемый в изготовлении домашнего текстиля, с характерным рельефным рисунком в виде углубленных ячеек с бортиками. Переплетение на базе саржевого ромбовидного с раппортом ¼.
Отлично впитывает влагу, не оставляет на протираемой поверхности ворсинок, обладает массажным эффектом. Изготавливают из хлопка, реже — из льняных волокон.
Жаккардовые виды
Жаккардовые полотна отличаются тем, что рисунок на них производится не с помощью печати, а выполняется на этапе переплетения нитей. Окрашенные в различные цвета нити участвуют в ткачестве. В результате получают полотна с двусторонним орнаментом.
Текстильные полотна с жаккардовым переплетением легкие и прочные, не тянутся, сохраняют форму, не подвержены выгоранию и линьке, выглядят очень дорого и презентабельно. Стоимость данного материала высока. Но и прослужит изделие из жаккарда не один год. При правильном уходе такие вещи не теряют первоначальной привлекательности десятки лет.
Ткани это мое все! Я училась в Московском Государственном Текстильном институте имени А. Н. Косыгина, на кафедре материаловедения и товарной экспертизы. Работала на швейном производстве технологом и вот я в декрете, жду ребеночка:). Благодаря знакомству я стала автором статей о тканях и безумно этому рада! Надеюсь вам нравится мой труд!
Основные типы переплетений текстильных полотен.
Уже несколько раз в своих предыдущих статьях я употребляла словосочетание «переплетение нитей текстильного полотна».
Давайте сегодня немножко углубимся в эту тему, но совсем чуть-чуть. Не будем докапываться, до самого «дондышка», в подробности. Ведь мы же простые потребители и не собираемся учиться на ткачиху или сдавать экзамены в текстильный институт.
Итак, ткань — это текстильное полотно, изготовленное на ткацких станках путем переплетения нитей. Одни нити идут вдоль полотна и называются осно́вными — нить основы, другие поперек полотна и называются уто́чными — нить утка. Нити эти располагаются друг к другу перпендикулярно.
Читайте также: Кожевая ткань шубной овчины фасонных изделий окрашивается в
И то, как они переплетены и определяет в конечном итоге, как же будет выглядеть лицевая и изнаночная сторона любого текстильного полотна, его прочность, толщина, растяжимость, осыпаемость открытых срезов, способность к формованию в процессе влажно-тепловой обработки и т.д.
Основные типы переплетений текстильных полотен.
Вид переплетения нитей полотна влияет также на выбор модели, которая будет изготавливаться из ткани и на её поведение во время раскроя и шитья.
Нити текстильного полотна переплетаются не так, кому что в голову взбредет, или хаотично. В этом деле существует строгий порядок.
Ткацкие переплетения делятся на 4 класса.
Простые (гладкие или главные) ткацкие переплетения.
К этим переплетениям относятся полотняные, саржевые, сатиновые (атласные).
Полотняное переплетение.
Полотняное переплетение самое распространенное и самое прочное, а при большей плотности имеет повышенную жесткость. Ткани, выработанные полотняным переплетением, хорошо кроятся. При полотняном переплетении нити основы и уточные чередуются одна через одну в шахматном порядке.
Когда, при полотняном переплетении, нить основы тоньше уточной нити, на ткани возникает поперечный рубчик и такие переплетения называются ложным репсом. Таким переплетением изготовлены поплин, тафта и др.
Лицевая и изнаночная сторона ткани при таком переплетении одинаковы и имеют ровную, матовую поверхность.
Полотняным переплетением выработаны: из хлопка – ситец, бязь, батист и др.; из льна – льняные полотна, парусина, бортовка и др.; из шелковых тканей крепдешин, креп-жоржет, креп-шифон и др.; из шерстяные тканей — сукно, костюмно-плательные и др.
Саржевое переплетение.
Саржевое переплетение образует на поверхности полотна видимый диагональный рубчик, который проходит или сверху вниз и слева направо, или сверху вниз и справа налево.
Обычно диагональные рубчики идут под углом 45⁰. Если увеличивается плотность полотна, то диагональный рубчик идет более круто или более полого.
Выработанные саржевым переплетением ткани более плотные, толще и тяжелее чем полотняные ткани и несколько уступают им по прочности. Но они более гладкие и более устойчивые к истиранию. Обладают большей эластичностью, растяжимостью (особенно по диагонали) и драпируемостью.
Поскольку ткани, выработанные саржевым переплетением, легче растягиваются, то и при раскрое требуют большего к себе внимания, во избежание перекосов.
Чаще всего таким переплетением вырабатываются полушерстяные ткани (на хлопчатобумажной основе и с шерстяной уточной нитью — шотландка), полушелковые (шелковая основа и хлопчатобумажный уток — саржа), а также кашемир, габардин и др.
Сатиновое (атласное) ткацкие переплетения.
Сатиновое и атласное переплетение отличаются тем, что имеют гладкую и ровную поверхность с повышенным блеском, которая образовывается от редкого переплетения нитей основы и утка. Если лицевая сторона ткани образована из уточных нитей, то ткань называется сатином, а переплетение сатиновым.
Если лицевая сторона ткани образована из осно́вных перекрытий, то ткань называется атласом, а переплетение атласным.
Периодически повторяющийся рисунок этих переплетений (раппорт) строится из разного количества нитей 5/2,7/2,7/3,8/3,8/5.
Сатиновое и атласное переплетение дают возможность для очень четкого пропечатывания рисунка на поверхности полотна и повышенную износостойкость таких тканей. Они очень мягкие и эластичные.
Но ткани, выработанные такими переплетениями, особенно шелковые, имеют повышенные скольжение и осыпаемость срезов.
Сатиновым и атласным переплетением выработаны некоторые хлопчатобумажные (сатин), льняные и шелковые ткани (атлас, креп-сатин и т.д.)
Мелкоузорчатые.
Мелкоузорчатые подразделяются ещё на два класса. Производные от простых (от полотняного переплетения – репсовое, рогожка, от саржевого усиленная саржа, сложная саржа, ломаная и обратная саржа, ромбиковое и др., от сатинового и атласного – усиленный сатин, усиленный атлас) и комбинированные (креповые, диагоналевые, составные, вафельные, комбинированные саржи и др.)
Репсовое переплетение.
Репсовое переплетение относится к производным полотняного переплетения. Оно характерно тем, что на поверхности полотна происходит образование рубчика.
Вследствие более редкого переплетения нитей полотна, чем у тканей полотняного переплетения, выработанные таким переплетением ткани, более мягкие и менее растяжимые.
При раскрое тканей с таким переплетением нужно строго следить за тем, чтобы рубчики на деталях одежды имели одинаковое направление.
Переплетение рогожка.
Переплетение рогожка тоже относится к производным полотняного переплетения. Рисунок переплетения нитей на полотне, ярче выражен, чем в полотняном переплетении.
Ткани, выработанные таким переплетением более плотные, чем с полотняным переплетением, достаточно мягкие и эластичные.
Таким переплетением вырабатываются хлопчатобумажные, льняные ткани, а также некоторые шерстяные и полушерстяные костюмно — плательные ткани.
Усиленная саржа.
Рисунок переплетения нитей на полотне, при усиленной сарже, имеет ярко выраженные широкие рельефные диагонали. Свойства тканей выработанных таким переплетением те же, что и у тканей с простым саржевым переплетением. Этим переплетением вырабатываются костюмно-плательные ткани (шотландка, кашемир, фланель) и некоторые пальтовые. А также саржа хлопчатобумажная и шелковая.
Читайте также: Что можно сделать из образцов мебельной ткани своими руками
Сложная саржа.
Это переплетения характеризуется наличием на полотне ткани нескольких диагональных полос различной ширины. Ткани, выработанные таким переплетением, имеют те же свойства, что и ткани саржевых переплетений.
Таким переплетением вырабатываются некоторые костюмно-плательные ткани.
Ломаная саржа.
Ломаная саржа образуется при изменении направления диагоналей саржи под прямым углом, в результате чего образуется рельефный рисунок в виде елочки.
Переплетение ломаная саржа вырабатываются некоторые хлопчатобумажные и шерстяные костюмно-плательные ткани.
Обратная саржа.
Обратная саржа отличается от ломаной тем, что в местах излома происходит сдвиг диагоналей, против диагоналей из осно́вных перекрытий располагаются диагонали из уто́чных перекрытий.
Усиленный сатин (усиленный атлас).
Усиленный сатин (усиленный атлас)- это переплетения которые образуются путем усиления осно́вных перекрытий в сатине и уто́чных в атласе. При этом повышается прочность ткани.
Комбинированные переплетения (креповые, диагоналевые, составные, вафельные, комбинированные саржи и др.)
Креповое переплетение.
Креповое переплетение это видоизмененные переплетения полотняное и рогожка. В результате беспорядочно разбросанным по поверхности ткани удлиненным основным перекрытиям такие ткани меньше сминаются, и кроить их легко.
Креповые переплетения широко используются для выработки плательных тканей.
Составные (комбинированные) переплетения образуются из двух или большего числа разных переплетений. Такие переплетения могут состоять из полотняного и репсового переплетения, саржевого и рогожки, саржевого и сатинового, сатинового и атласного, сатинового и крепового и т.д. эти переплетения используют для выработки костюмных тканей, тканей для брюк и иногда для плательных.
Сложные – двухлицевые, двухслойные, ворсовые, пике, петельные, перевивочные (ажурные).
Двухлицевые переплетения.
Двухлицевые переплетения образуются из трех систем нитей: две основы и один уток или одна основа и два утка.
Ткани двухлицевого переплетения отличаются большей толщиной, плотностью и поверхностной плотностью, высокими теплозащитными свойствами и износостойкостью.
Двухлицевым переплетением вырабатываются тонкосуконные пальтовые ткани (драп, велюр и т.д.) и некоторые шелковые и хлопчатобумажные.
Двухслойные переплетения.
Двухслойные переплетения образуются из четырех или пяти систем нитей: две основы и два утка, две основы и три утка, три основы и два утка.
Такие переплетения образуют два самостоятельных полотна ткани, расположенных одно над другим и связанных между собой или одной из систем нитей, образующих эти полотна, или специальной нитью основы или утка.
С помощью этого переплетения вырабатываются толстые, плотные, тяжелые тонкосуконные пальтовые ткани и некоторые шелковые костюмно-плательные ткани.
Ворсовые переплетения.
Ворсовые переплетения образуют на поверхности ткани ворс. Это густые, выступающие кончики волокон.
При этом переплетении получаются очень красивые и износостойкие ткани. Ворс хорошо предохраняет полотно ткани от стирания и износа.
Выработанные ворсовым переплетением ткани с рубчиком, например, вельвет, необходимо раскраивать так, чтобы направление рубчика на всех деталях было в одну сторону.
Крупноузорчатые (жаккардовые)- простые и сложные крупноузорчатые.
Крупноузорчатые переплетения образуются на ткацких станках с жаккардовой машиной. Все они очень сложные и многообразные. Это и различные орнаменты, цветочные композиции, портреты и др.
Крупноузорчатые переплетения подразделяются на две группы: простые и сложные.
Простые крупноузорчатые переплетения образуются из двух систем нитей сочетанием простых, производных и комбинированных переплетений.
Таким переплетением вырабатываются хлопчатобумажные жаккардовые сатины, льняные скатерти, полотенца, салфетки и т.д.
Сложные крупноузорчатые переплетения образуются из трех, четырех и более систем нитей. Таким переплетением вырабатываются гобелены и другие ткани.
В общем, как я уже объясняла, переплетений много, но хотя бы элементарные знания обо всех них, нам, обычным «пользователям» продукции текстильной промышленности, нужны. Ведь никогда не знаешь, где и как, они смогут пригодится.
Вот, например, полотняное переплетение. Очевидно раньше, на «заре» советской власти, когда даже за ситцем выстраивались сумасшедшие очереди, было придумано, постановлением какого-то ВЦСПС, чтобы быстрее обслуживать покупателей, рвать отрезы руками. Ведь полотняное переплетение разрывается строго по поперечной нити.
Я сама имела «удовольствие», но уже в наше, бездефицитное и без очереди в магазине тканей, время, столкнуться с такой продавщицей — «быстроделкой». Никого нет, а ей лень ножницами резать. В общем, мне не понравилось. И край полотна немного деформировался. А на мои роптания, она сказала, что им так делать разрешается инструкцией.
Или атласное переплетение. Как я уже «настрочила» выше, все текстильные полотна с атласным переплетением, склоны к повышенной осыпаемости открытых срезов.
Так что, даже слегка коснувшись темы переплетения нитей текстильных полотен, мы многое о них узнали.
До встречи в следующей статье! С уважением, Милла Сидельникова!
- Свежие записи
- Балкон в многоквартирном доме: является ли он общедомовым имуществом?
- Штраф за остекление балкона в 2022: что это и как избежать наказания
- Штраф за мусор с балкона: сколько заплатить за выбрасывание окурков
- Оформление балконного окна: выбираем шторы из органзы
- Как выбрать идеальные шторы для маленькой кухни с балконом