Виды тканей рисунок 5 класс

Ткани растений являются группами клеток, различающихся по строению и функционалу. Их активное изучение началось с семнадцатого века, когда изобрели микроскоп. Виды тканей растений бывают следующие: образовательные (меристема), покровные, механические, проводящие, основные (паренхима), выделительные. Стоит отметить что паренхима делится на ассимиляционные, запасающие, водоносные, воздухоносные ткани. Представляем вашему вниманию красивые картинки про ткани растений, которые тут можно посмотреть.

Столбчатые клетки, кожица листа.

Строение живых организмов.

Разновидности тканей растений.

Группы клеток со сходными функциями.

Проводящая, механическая, покровная.

Точное расположение тканей.

Таблица с развернутыми определениями.

Где находится, особенности, функции.

Ткани растений в рисунках.

Камбий, конус нарастания стебля.

Древесинные волокна, ситовидные трубки луба.

Ткани растений с описаниями.

Корневые волоски и сосуды.

Камбий, меристемы верхушечные.

Задача с поперечным срезом.

Познавательная картинка ткани растений.

Паренхима, меристема, механическая.

Клетка с толстыми и прочными оболочками.

Проводник органических веществ.

Ткани растений в биологии.

Чечевичка, первичная кора, ситовидные трубки.

Информация из школьной программы.

Запоминаем все ткани растений.

Закрепляем пройденный материал.

Проводящая, основная, покровная.

Ткани растения – это просто.

Обеспечение роста организма.

Проводящие ткани растения.

Продвижение воды, каменистые клетки.

Ткани растений проводят органические вещества.

Несколько иллюстраций в задаче.

Ткани растений для перемещения питательных веществ.

Фотосинтезирующая, воздухоносная, запасающая.

Ткани растений на картинке.

Сосуды (ксилема), ситовидные трубки (флоэма).

Урок биологии в 5-м классе по теме «Ткани растений»

Ключевые слова: биология

Цель: создать условия для усвоения знаний о тканях растительного организма и о функциях, которые они выполняют.

  • сформировать у учащихся понятие о тканях, закрепить знания об основных типах тканей растительного организма, об их строении и функциях;
  • совершенствовать умения работать с текстом, изображениями и тестами.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты

  • Предметные: учащиеся имеют первоначальное представление о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме.
  • Метапредметные: развивается умение работать с разными источниками биологической информации (текстом и иллюстрациями учебника, таблицей), перевод текста в таблицу.
  • Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток.

Формирование УУД:

  • Предметные: Продолжить формирование умения работать с учебником; умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
  • Коммуникативные: Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре); умения слушать товарища и обосновывать свое мнение; умения выражать свои мысли и идеи.
  • Регулятивные: Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
  • Личностные: Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом оценивать собственный вклад в работу группы.

Читайте также: Платье герри вебер из струящейся ткани

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая(в парах).

Методы: частично-поисковый.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа с карточками.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (5 мин)

Учащимся раздаются карточки задания. Взаимопроверка (ставят баллы за выполнение работы)

1. Художник допустил, ошибку исправь, расставив правильно цифры. 4 6 5 2 1 3. Мак. — 6 баллов

2. Чем молодая клетка отличается от старой?

1. Много маленьких вакуолей — 1 балл

За каждый правильный ответ 1 балл. Максимально 8 баллов

3. Мотивационно-целевой этап (Проблемная ситуация)

— Ребята, мы с вами подробно изучили строение растительной клетки. А как вы думаете, все ли клетки растений похожи друг на друга? Что изображено на слайде? (схема ткани) (ткань и нитки)

  • Одинакова ли форма и размеры клеток?
  • Какие отличия вы заметили?

На слайде изображение ткани (изображение ткань и нитки).

Сегодня на уроке мы ответим на этот вопрос, потому что тема урока?

Формируют тему урока «Ткани» и задачи.

4. Процессуальный этап

Ткань — это группа клеток, одинаковых по происхождению, по строению и по выполняемым функциям.

Гистология — наука о тканях.

Основоположники Мальпиги и Грю.

В зависимости от происхождения, строения и функций у растения выделяют несколько видов тканей.

Составьте кластер в тетради, используя стр.47, и приведите примеры, используя рис.27 учебника.

Биология

Ткани — совокупность клеток с единым происхождением, функциями и строением. Ткани появились из-за потребностей вышедших на сушу растений.

Виды тканей растений

Ткани растений бывают простыми и сложными. Клетки в простых тканях выполняют одну основную функцию, а в сложных берут на себя дополнительные задачи. Примером простых тканей служит меристема, сложных — ксилема и флоэма.

Классификация по функциям и строению тканей растений:

Но это ещё не всё. Даже в рамках одного вида тканей клетки различаются, поэтому классификацию дополняют подвиды.

Образовательная ткань

Образовательная ткань растений— родители: из них развиваются остальные ткани. Клетки недифференцированной ткани делятся множество раз и тем самым обеспечивают рост растения в длину и толщину.

Узнать клетки образовательной ткани не составляет труда: это скопления близко расположенных клеток с мелкими стенками и вакуолями и без запаса дополнительных веществ. Лишний груз этим клеткам не нужен, ведь их единственная функция — деление.

По топографической классификации меристемы делят на:

Благодаря апикальным тканям растение растёт в длину, а благодаря латеральным — в толщину. Благодаря интеркалярным меристемам происходит рост у оснований междоузлий. Раневые ткани приходят на помощь там, где растение повреждено.

Схема распределения меристем 1. Апикальная, 2. Латеральная, 3. Интеркалярная, 4. Раневая.

Читайте также: Ткань из металлизированных нитей

Основная ткань

Основная ткань растений — дом: между её клетками расположены другие ткани. Судя по названию, основная ткань составляет основу растений. Как части одного строения, клетки основной ткани выполняют разнообразные задачи, поэтому их делят на подвиды:

  1. Ассимиляционная (хлоренхима);
  2. Основная (типичная);
  3. Запасающая;
  4. Воздухоносная (аэренхима);
  5. Поглощающая.

В общем виде клетки этого вида ткани состоят из живых клеток с тонкими стенками. Далее строение зависит от выполняемой задачи.

Ассимиляционная паренхима отвечает за фотосинтез и газообмен: клетки по размеру средние, имеют много хлоропластов. Типичная ткань заполняет пустые места: в клетках нет хлорофилла. Запасающая паренхима хранит вещества: в клетках этой ткани откладываются крахмальные зёрна, белковые гранулы и липидные капли.Воздухоносная ткань есть у растений, которые живут в водных пространствах: клетки аэренхимы находятся на расстоянии друг от друга, имеют межклетники, которые заполнены воздухом. Поглощающая паренхима отвечает за всасывание воды через корневые волоски: клетки крупные, содержат в вакуолях специальное слизистое вещество.

Паренхима клубня картофеля

Проводящая ткань

Проводящая ткань растений— лифт: по этим клеткам перемещается вода и разнообразные вещества. Если лифт движется вверх, его называют ксилемой, если вниз — флоэмой.

Дополнительная функция древесины заключается в опоре растения. Древесина образуется из клеток камбия и находится ближе к центральной части растения.

К составным частям ксилемы относят трахеиды, трахеи (сосуды), древесинные волокна и паренхима. Трахеиды и трахеи выполняют проводящую функцию, а волокна и паренхима — механическую.

Трахеиды — мёртвые клетки скошенной формы. У этих клеток есть одревесневшая оболочка, нет цитоплазмы. В стенках трахеид расположены поровые мембраны, через которые перемещается вода с растворёнными минеральными веществами. По трахеидам жидкость протекает медленно.

Трахеи —пустые трубки, которые разделены на членики. Эти клетки узкие и вытянутые с частично сохранёнными участками цитоплазмы. Боковые стенки члеников одревесневают,

а поперечные разрушаются и образуют сквозные проёмы — перфорации. Трахеи высокопроницаемы, поэтому по таким отверстиям вода перемещается быстрее, чем по поровым мембранам.

Второй тип проводящей ткани — флоэма.

Ситовидные трубки — скопление клеток, которые срастаются с помощью пластинок. Клетки ситовидных трубок живые, продолговатые, неодревесневшие. Ядро разрушается в начале формирования трубок. Клетки имеют стенки, в которых расположены мельчайшие отверстия, напоминающие сито. Дыры соседних клеток соединяют длинные жгуты цитоплазмы, через которые проходят вещества. Беспорядочный поток веществ регулируют клетки-спутницы, которые размещаются возле трубок. Также клетки-спутницы берут на себя другие функции: продукцию необходимых ферментов и энергии.

Ситовидные клетки есть у папоротникообразных и голосеменных. У этих клеток нет специальных клеток-спутниц.

Внутреннее строение стебля

Покровная ткань

Покровная ткань растений— крыша и стены: эти клетки размещаются на протяжении поверхности растения.

Первичная ткань — эпидерма, которая покрывает листья и плоды. Клетки эпидермиса живые. Оболочка изгибистая, что обеспечивает прилегание клеток. Снаружи все клетки покрыты толстой кутикулой. Задачи эпидермиса сводятся к защите, регуляции газообмена через устьица и транспирации.

Читайте также: Соединительная группа тканей обладает

Вторичная ткань — перидерма, которая приходит на смену эпидерме. Клетки перидермы мёртвые, насыщенные жироподобным веществом — суберином. Перидерма состоит из феллогена (пробкового камбия), феллемы (пробки) и феллодермы (подпитывающей ткани). Феллоген, разрастаясь, синтезирует к поверхности феллему, а внутрь — феллодерму. Перидерма придаёт дополнительную защиту растению. Газообмен происходит через чечевички.

Третичная ткань — ритидом, который создаётся в результате отложения слоёв перидермы. Ритидом — группа мёртвых клеток, которая состоит из деформированных мёртвых участков коры и слоёв феллемы. Корка обеспечивает максимальную защиту.

Механическая ткань

Механическая ткань растений— каркас: эти клетки поддерживают форму растения. Благодаря прочным механическим тканям растения дают отпор разрыву. Такая ткань развивается из верхушечной меристемы, а также в результате работы камбия. Различают два вида механической ткани: колленхима и склеренхима.

Колленхима укрепляет молодые органы, располагаясь под кожицей. Клетки колленхимы живые, эластичные. Неровно утолщённая неодревеневшая клеточная стенка содержит пектин и гемицеллюлозу, что помогает клеткам растягиваться.

Склеренхима обладает большей прочностью, поэтому обеспечивает осевую опору растения.

Волокна — длинные клетки с крупными оболочками, собранные в пучки. В ксилеме располагаются древесинные волокна, а во флоэме — лубяные.

Склереиды — различные по морфологии клетки с одревесневшими стенками. Склереиды бывают палочковидные, удлинённые и звёздчатые. Такие клетки образуют скорлупу и косточки.

Механическая ткань: А – каменистые клетки, Б – клетки колленхимы, В – волокна склеренхимы

Выделительная ткань растений

Выделительная ткань — сточная труба: через эти клетки уходят продукты метаболизма. Различают ткани секреторные и экскреторные.

К экскреторным тканям относят железистые волоски, нектарники и гидатоды. Железистые волоски выделяют на поверхность минеральные соли, нектарники — нектар, а гидатоды — воду и соли. Процесс выделения гидатодами воды при низкой транспирации называется гуттацией.

В секреторных тканях продукты метаболизма накапливаются в отдельных вместилищах. Такие ткани бывают схизогенными и лизогенными. Схизогенные вместилища — межклетники, которые заполнены выделительными веществами. Лизогенные вместилища — скопления клеток, которые разрушаются после накопления веществ.

К выделительным тканям внутренней секреции относят смоляные каналы, идиобласты и млечники. Смоляные каналы накапливают смолу, идиобласты — танины, эфирные масла, а млечники — млечный сок.

Появление тканей у растений

В водной среде мягкие условия, поэтому водоросли имеют только клетки, а не развитые ткани. Потребность в организованных скоплениях клеток возникла, когда растительные организмы вышли в наземную среду. Первыми водные пространства покинули древние растения — псилофиты, у которых появилась важная проводящая ткань.

У мхов появляется единственная ткань — основная, основной задачей которой становится фотосинтез. Папоротники к паренхиме добавляют хорошо развитую проводящую ткань. У голосеменных развиваются все виды тканей: основная, проводящая, образовательная, покровная, механическая и выделительная. Ткани покрытосеменных растений достигают наивысшего развития.

  • Свежие записи
    • Балкон в многоквартирном доме: является ли он общедомовым имуществом?
    • Штраф за остекление балкона в 2022: что это и как избежать наказания
    • Штраф за мусор с балкона: сколько заплатить за выбрасывание окурков
    • Оформление балконного окна: выбираем шторы из органзы
    • Как выбрать идеальные шторы для маленькой кухни с балконом
Sunny Lady